Современные информационные технологии в научно-правовых исследованиях
Аннотация
Цель. В настоящее время информационные технологии широко используются при проведении различных научно-правовых исследований. В данной статье предпринята попытка определить цели и формы такого использования. Методология: материалом для исследования послужили труды отечественных и зарубежных исследователей в области информатики, информационного обеспечения права, а также философии и теории права. Методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы, такие как диалектический метод, анализ и синтез, дедукция и индукция, доктринальный, сравнительно-правовой и историко-правовой методы, системный подход. Выводы. В настоящей статье рассмотрено значение современных информационных технологий в научно-правовых исследованиях. Для ученых-юристов такие технологии представляют интерес: (1) в качестве объекта исследований, точнее, объектом исследований выступают отношения, связанные с ними и нуждающиеся в правовой регламентации; (2) как инструментальная основа таких исследований. В последнем качестве современные информационные технологии должны рассматриваться в следующих контекстах: (1) средства научного познания; (2) средства научной коммуникации; (3) средства верификации результатов научно-правовых исследований. Следует подчеркнуть, что информационные технологии привлекли внимание ученых-юристов с момента их возникновения. Отечественная и зарубежная юриспруденция имеет богатый опыт познания в данной области. Первые исследования в ней появились в США на рубеже 1940–1950-х годов. Отечественные ученые-юристы обратились к данной проблематике в 1960-е годы. Научная и практическая значимость. Представленные в статье функции информационных технологий в научно-правовых исследованиях могут быть реализованы в научно-исследовательской деятельности и образовательном процессе при подготовке магистрантов и аспирантов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 08/2025 |
Страницы | 21-26 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2025-8-21-26 |
Начиная с середины прошлого века во всем мире идет процесс активного внедрения электронно-вычислительной техники, информационных систем и технологий. Не является исключением и юридическая наука, для которой они, с одной стороны, выступают средством познания, а с другой — его объектом. В последнем случае речь, конечно, идет не о них самих, а связанных с ними отношениях, нуждающихся в правовой регламентации.
Первые публикации по данной проблематике датируются 1940-ми годами. Вместе с тем действительный научный интерес к ней приходится на последующие десятилетия, когда обнародуются результаты многочисленных исследований в данной области как за рубежом, так и в СССР. В отечественном правоведении того периода даже высказывалась позиция, согласно которой основные задачи, связанные с научно-правовым познанием в области правового регулирования применения информационных технологий в основном решены, а связанные с ними вопросы утратили дискуссионность. Здесь следует согласиться с академиком Т.Я. Хабриевой, которая с сожалением отмечает, что «…такая категоричность была несколько преждевременной. Не только рано было говорить о решении большинства задач и окончании научной дискуссии, но даже и об их постановке. Диалектика познания предполагает, что решение одной познавательной задачи, как правило, порождает ряд новых. В свою очередь, новизна исследуемых процессов такова, что и на текущий момент нельзя признать то, что рассматриваемый предмет познания определен в полном объеме, а научная полемика может считаться завершенной. По основным направлениям изучения права в контексте современного этапа научно-технологического развития фактически она только начинается…». Тем более, позиция академика Т.Я. Хабриевой актуальна в контексте рассмотрения современных информационных технологий в качестве инструментальной основы научно-правовых исследований при условии, что их интеграция в методику таких исследований началась только в 1970-е годы, а интенсифицировалась уже в текущем веке.
Значимый вклад в научно-правовое познание информационных технологий и их интеграцию в методику научно-правовых исследований внесли ученые Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (Всесоюзного научно-исследовательского института советского законодательств; далее — Институт). Научно-исследовательская деятельность в данной области началась с 1960-х годов. С этого времени Институт становится центром внедрения технологических инноваций в законотворчество и правоприменение. В результате сформировались теории правовой информации и правового обеспечения автоматизации управления.
Здесь следует подчеркнуть роль И.С. Самощенко и А.Б. Венгерова. Именно они обосновали концепции правовой информации и автоматизации государственного управления. Благодаря усилиям И.С. Самощенко началось формирование первой информационной базы нормативных документов. В обоснование ее необходимости в п. 7 Постановления ЦК КПСС и Совмина СССР от 25 июня 1975 г. № 558 «О мерах по дальнейшему совершенствованию хозяйственного законодательства» указывалось, что требуется «…ввести государственный учет нормативных актов СССР и союзных республик, а также организовать централизованную информацию о таких актах». Для реализации данной инициативы при Институте был создан Научный центр правовой информации (в настоящее время Научный центр правовой информации при Минюсте России; далее — Центр), ставший первой в СССР организацией, осуществляющей деятельность по автоматизации работы с правовой информатизацией.
Центром оказывалась методическая помощь союзным и республиканским министерствам и ведомствам в части государственного учета принимаемых ими нормативных и распорядительных актов. Для этого уже в 1982 г. была создана первая отечественная автоматизированная информационно-поисковая система «Законодательство». В дальнейшем также были созданы база данных правовой информации «Эталон» и программно-технологический комплекс «Фонд». Разработанные при этом алгоритмы послужили основой для широко распространенных в настоящее время справочно-правовых систем («КонсультантПлюс», «Гарант» и др.).