Теория и методология подготовки кадров для системы высшего образования стран БРИКС
Аннотация
Статья посвящена определению перспектив развития сотрудничества стран БРИКС в сфере подготовки кадров для системы профессионального образования в контексте расширения объединения в 2024–2025 гг. Проанализированы теоретические, методологические аспекты и институциональные основы взаимодействия в рамках платформы по линии как высшего, так и среднего профобразования. Были охарактеризованы особенности функционирования Сетевого университета БРИКС, а также Альянса по сотрудничеству в сфере технического и профессионального образования и подготовки (ТПОП). Рассмотрена практика успешной многосторонней и двусторонней кооперации внутри объединения. Помимо этого, выявлены основные препятствия на пути развития образовательного взаимодействия государств-членов: недостаточные объемы финансовой поддержки студенческой мобильности, низкий уровень популяризации научно-образовательных проектов, ограниченное участие бизнеса в разработке учебных курсов. Методология: диалектика, синергетика, моделирование. Выводы. Результатом исследования является список практических рекомендаций для стимулирования и расширения образовательной кооперации в рамках БРИКС для подготовки кадров в сфере высшего и среднего профессионального образования: введение внутри Сетевого университета БРИКС правил по признанию дипломов, разработка единого рейтинга вузов, а также запуск онлайн-площадки с полной информацией о доступных образовательных программах. Статья имеет высокую научно-практическую значимость в рамках теоретических и методологических исследований отделения профессионального образования Российской академии образования.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 08/2025 |
Страницы | 9-14 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2025-8-9-14 |
Введение
В современных условиях сохраняющейся геополитической нестабильности и постепенного формирования полицентричной системы международных отношений альянс БРИКС является примером успешного взаимодействия стран, которые разделены географически, но близки идеологически. Государства, входящие в состав данной платформы, объединены общим миропониманием — они поддерживают движение в сторону инклюзивного и справедливого мирового порядка в противовес устаревшим институтам, созданным западными странами в прошлом столетии. Еще в 2020 г. заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков дал емкую характеристику объединению, назвав БРИКС «архипелагом стабильности в бушующем море обстоятельств».
Спустя четыре года ситуация в мире существенно изменилась, в том числе и для БРИКС. С 1 января 2024 г. к Бразилии, России, Индии, Китаю и Южно-Африканской Республике в список полноправных членов добавились Египет, Иран, ОАЭ и Эфиопия. Российская Федерация в тот год успешно справилась с ответственной ролью председателя объединения, сумев интегрировать новых партнеров в основные рабочие процессы. Москва подтвердила высокий потенциал БРИКС в современных реалиях, организовав порядка 250 мероприятий, включая более 30 на министерском уровне. Центральным событием стал состоявшийся в октябре 2024 г. в Казани саммит в формате «БРИКС плюс», на который приехали более 40 иностранных делегаций, а 22 государства были представлены на высшем уровне.
Популярность платформы среди стран Глобального юга продолжает расти — в январе 2025 г. Индонезия стала десятым членом группы, а свыше 10 государств получили статус партнеров. В новых условиях, сформировавшихся после двукратного роста альянса за короткий промежуток времени, актуальной становится исследовательская задача по нахождению перспективных сфер для ускорения интеграции новых членов объединения в широкоформатную работу БРИКС. Одним из таких направлений является образование.
Расширение международного сотрудничества с заинтересованными странами в области подготовки кадров отвечает ключевым целям нового этапа стратегического развития России, который был начат в 2025 г. с запуском 19 национальных проектов. Они охватывают широкий спектр сфер — от оборонной промышленности, высоких технологий и энергетики до укрепления семей, защиты экологии и заботы о здоровье населения. На реализацию амбициозных задач из бюджета планируется направить свыше 40 трлн рублей до 2030 г. Более того, дополнительно планируется привлечь около 13 трлн рублей за счет внебюджетных источников.