Дата публикации: 28.08.2025

Теория и методология подготовки кадров для системы высшего образования стран БРИКС

Аннотация

Статья посвящена определению перспектив развития сотрудничества стран БРИКС в сфере подготовки кадров для системы профессионального образования в контексте расширения объединения в 2024–2025 гг. Проанализированы теоретические, методологические аспекты и институциональные основы взаимодействия в рамках платформы по линии как высшего, так и среднего профобразования. Были охарактеризованы особенности функционирования Сетевого университета БРИКС, а также Альянса по сотрудничеству в сфере технического и профессионального образования и подготовки (ТПОП). Рассмотрена практика успешной многосторонней и двусторонней кооперации внутри объединения. Помимо этого, выявлены основные препятствия на пути развития образовательного взаимодействия государств-членов: недостаточные объемы финансовой поддержки студенческой мобильности, низкий уровень популяризации научно-образовательных проектов, ограниченное участие бизнеса в разработке учебных курсов. Методология: диалектика, синергетика, моделирование. Выводы. Результатом исследования является список практических рекомендаций для стимулирования и расширения образовательной кооперации в рамках БРИКС для подготовки кадров в сфере высшего и среднего профессионального образования: введение внутри Сетевого университета БРИКС правил по признанию дипломов, разработка единого рейтинга вузов, а также запуск онлайн-площадки с полной информацией о доступных образовательных программах. Статья имеет высокую научно-практическую значимость в рамках теоретических и методологических исследований отделения профессионального образования Российской академии образования.




Введение

В современных условиях сохраняющейся геополитической нестабильности и постепенного формирования полицентричной системы международных отношений альянс БРИКС является примером успешного взаимодействия стран, которые разделены географически, но близки идеологически. Государства, входящие в состав данной платформы, объединены общим миропониманием — они поддерживают движение в сторону инклюзивного и справедливого мирового порядка в противовес устаревшим институтам, созданным западными странами в прошлом столетии. Еще в 2020 г. заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков дал емкую характеристику объединению, назвав БРИКС «архипелагом стабильности в бушующем море обстоятельств».

Спустя четыре года ситуация в мире существенно изменилась, в том числе и для БРИКС. С 1 января 2024 г. к Бразилии, России, Индии, Китаю и Южно-Африканской Республике в список полноправных членов добавились Египет, Иран, ОАЭ и Эфиопия. Российская Федерация в тот год успешно справилась с ответственной ролью председателя объединения, сумев интегрировать новых партнеров в основные рабочие процессы. Москва подтвердила высокий потенциал БРИКС в современных реалиях, организовав порядка 250 мероприятий, включая более 30 на министерском уровне. Центральным событием стал состоявшийся в октябре 2024 г. в Казани саммит в формате «БРИКС плюс», на который приехали более 40 иностранных делегаций, а 22 государства были представлены на высшем уровне.

Популярность платформы среди стран Глобального юга продолжает расти — в январе 2025 г. Индонезия стала десятым членом группы, а свыше 10 государств получили статус партнеров. В новых условиях, сформировавшихся после двукратного роста альянса за короткий промежуток времени, актуальной становится исследовательская задача по нахождению перспективных сфер для ускорения интеграции новых членов объединения в широкоформатную работу БРИКС. Одним из таких направлений является образование.

Расширение международного сотрудничества с заинтересованными странами в области подготовки кадров отвечает ключевым целям нового этапа стратегического развития России, который был начат в 2025 г. с запуском 19 национальных проектов. Они охватывают широкий спектр сфер — от оборонной промышленности, высоких технологий и энергетики до укрепления семей, защиты экологии и заботы о здоровье населения. На реализацию амбициозных задач из бюджета планируется направить свыше 40 трлн рублей до 2030 г. Более того, дополнительно планируется привлечь около 13 трлн рублей за счет внебюджетных источников.

Список литературы

1. Васянин А. В Москве подписан протокол по созданию образовательной системы стран БРИКС // Российская газета. 2023. 1 сентября. URL: <a href="https://rg.ru/2023/09/01/reg-cfo/v-moskve-podpisan-protokol-po-sozdaniiu-obrazovatelnoj-sistemy-stran-briks.html?utm_referre" target="_blank">https://rg.ru/2023/09/01/reg-cfo/v-moskve-podpisan-protokol-po-sozdaniiu-obrazovatelnoj-sistemy-stran-briks.html?utm_referre</a>
2. Ogunbanjo, B. The Politics of Higher Education in the BRICS Countries: A Critical Investigation of the Developments, Policies and Perspectives / B. Ogunbanjo // Journal of Public Administration and Social Welfare Research. 2024. Vol. 9. Iss. 4. Р. 212–243
3. Wolhuter, C.C. Education in the BRICS countries and the likely impact of the COVID-19 pandemic / C.C. Wolhuter // BRICS Journal of Economics. 2023. Т. 4. № 1. С. 131–146.
4. Laredo, Ph. Revisiting the third mission of universities: Toward a renewed categorization of university activities? / Ph. Laredo // Higher Education Policy. 2007. Т. 20. № 4. С. 441–456.

Остальные статьи