Вопросы обеспечения нормативного правового регулирования профессионального образования
Аннотация
Цель. Постановка проблемы методологических основ нормативного правового регулирования профессионального образования, что вытекает из разнообразия нормативных правовых актов, в которых регламентируются вопросы образования и образовательной деятельности. Попытка сведения всех правовых норм, связанных с образованием и образовательной деятельностью, в один единственный правовой документ привела к определенным сложностям в его применении и не решила в полной мере регламентирования всех вопросов в образовании. Методология: диалектика, синтез, контент-анализ, индукция и дедукция Выводы. В современных реалиях законодательство, посвященное регулированию образования и образовательной деятельности, следует совершенствовать путем принятия законов, посвященных разным аспектам профессионального образования: среднего специального образования; высшего образования, послевузовского образования, дополнительного образования. Научная и практическая значимость. Статья направлена на концептуализацию методологии нормативного правового регулирования обеспечения профессионального образования, более детальное и системное регулирование конкретных видов образования и образовательной деятельности. Предлагается отказаться от англосаксонского правового принципа «разрешено все, что не запрещено» и вернуться к практическому применению континентального принципа «что не запрещено, то разрешено».
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 08/2025 |
Страницы | 3-8 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2025-8-3-8 |
Регламентирование образования и образовательной деятельности представляет собой сложный процесс, не в последнюю очередь обусловленный непростой структурой системы соответствующих нормативных правовых актов, что, в свою очередь, нередко приводит к несоблюдению содержащихся в них требований.
Наиболее типичными нарушениями законодательства в профессиональном образовании являются: 1) нарушения нормативного правового регулирования вопросов образования и реализации соответствующих программ; 2) неисполнение требований закона при осуществлении полномочий по государственному контролю (надзору) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в образовании; 3) нарушения законов в сфере строительства, ремонта и материально-технического оснащения образовательных организаций; 4) неисполнение законов при реорганизации, ликвидации, реконструкции, модернизации, изменения назначений образовательных организаций; 5) нарушения законодательства при организации образовательного процесса; 6) нарушения закона в части создания безопасных условий по обучению и воспитанию обучающихся; 7) нарушения законов при организации обучения для отдельных категорий обучающихся: а) дети с ограниченными возможностями; б) иностранцы; 8) отсутствие служб медиации; 9) нарушения при организации работы педагогических работников: а) несоблюдение трудовых прав; б) возложение по подготовке не предусмотренных документов.
При этом нормативное правовое регулирование профессионального образования в России определяется актами, имеющими классическую иерархическую структуру: 1) Конституция Российской Федерации; 2) федеральные законы; 3) законы субъектов Российской Федерации; 4) подзаконные нормативные правовые акты, которые, соответственно, делятся: а) на федеральные; б) акты субъектов РФ; в) муниципальные акты; 5) нормативные (локальные) акты, принимаемые образовательными организациями.
В Конституции Российской Федерации закреплены основополагающие подходы к системе образования, в ст. 43 говорится, что: 1) каждый имеет право на образование; 2) каждому гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях; 3) каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии; 4) основное общее образование обязательно; 5) родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
В статье 71 Конституции Российской Федерации закреплено, что в ведении Российской Федерации находятся установление основ федеральной политики и федеральные программы в области системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования. При этом в ст. 72 Конституции Российской Федерации сказано, что общие вопросы воспитания и образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации: отсюда принятие рядом субъектов Российской Федерации собственных законов об образовании.