Дата публикации: 02.10.2025

«Зеленая» экономика в национальном законодательстве Российской Федерации: отражение международного опыта

Аннотация

В статье исследуются особенности правового обеспечения «зеленой» экономики в Российской Федерации с учетом международного опыта. Проведена сравнительно-правовая оценка национальных и зарубежных механизмов устойчивого развития, выявлены пробелы российского законодательства и сформулированы рекомендации по его совершенствованию на основе лучших мировых практик. Отмечается, что в условиях глобальной климатической повестки и усиления экологических требований интеграция международных принципов «зеленой» экономики в российскую правовую систему приобретает особую актуальность. Проведенный анализ демонстрирует необходимость гармонизации нормативной базы России с универсальными стандартами экологически ориентированного развития.




Современная мировая повестка характеризуется возрастающим вниманием к концепции «зеленой» экономики, предполагающей экологизацию хозяйственной деятельности. Актуальность темы обусловлена глобальными изменениями климата, экологическими рисками и новыми экономическими вызовами. Международное сообщество на различных площадках (ООН, «Группа двадцати», ЕС) принимает нормативные решения, направленные на переход к низкоуглеродному и ресурсоэффективному росту. В этих условиях Российская Федерация также декларирует приверженность целям устойчивого развития, однако степень отражения мирового опыта в национальном законодательстве пока ограниченна. Цель исследования заключается в комплексном анализе того, как международный опыт «зеленой» экономики находит отражение в законодательстве Российской Федерации.

Концепция «зеленой» экономики сформировалась на международном уровне как ответ на необходимость согласования экономического роста с целями экологической безопасности и социального благополучия. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) дала одно из наиболее цитируемых определений: «зеленая экономика» — это экономика, которая приводит к повышению благосостояния людей и социальному равенству при существенном снижении экологических рисков и дефицита природных ресурсов; такая экономика является низкоуглеродной, ресурсоэффективной и социально инклюзивной. Определение подчеркивает интегральный характер концепции, согласно которому экономическое развитие не должно осуществляться в ущерб окружающей среде, напротив, рост и инвестиции направляются в экологически чистые секторы, создаются «зеленые» рабочие места, тем самым достигаются цели устойчивого развития. В международном сообществе не сложилось единого нормативного акта, всесторонне регламентирующего «зеленую» экономику, однако на площадке ООН в 2012 г. (конференция «Рио+20») была закреплена поддержка перехода к «зеленой» экономике в контексте устойчивого развития и ликвидации бедности. Таким образом, понятие формируется эволюционно, охватывая широкий спектр принципов и подходов, отраженных в соглашениях и программах ООН.

Важным вкладом в методологию «зеленой» экономики стало развитие концепции «зеленого роста» Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). ОЭСР разработала «Стратегию зеленого роста», предложив правительствам конкретные рекомендации и индикаторы для оценки прогресса. «Зеленый» рост в трактовке ОЭСР фокусируется на взаимосвязи экономики и природного капитала — экономическое развитие должно сопровождаться снижением нагрузки на природные ресурсы и экосистемы.

Особое место среди международных источников занимает региональное право Европейского союза, ставшего одним из лидеров «зеленой» трансформации. В 2019 г. ЕС провозгласил Европейский зеленый курс (European Green Deal) — стратегию достижения климатической нейтральности и экологической устойчивости экономики Европы. Ключевым юридическим инструментом этой стратегии стал Европейский климатический закон — Регламент (ЕС) 2021/1119, вступивший в силу в июле 2021 г. Данный нормативный акт установил обязательные цели для всех государств — членов ЕС, а именно сокращение совокупных выбросов парниковых газов минимум на 55% к 2030 г. по сравнению с уровнем 1990 г. и достижение углеродной нейтральности (нулевого нетто-выпуска) к 2050 г. Таким образом, на уровне ЕС впервые юридически закреплены количественные индикаторы «зеленой» экономики в части климатических показателей.

Правовые основы реализации концепции устойчивого (экологически ориентированного) развития в Российской Федерации формировались постепенно и фрагментарно. В отечественном законодательстве отсутствует специальный закон о «зеленой» экономике, однако ее принципы имплементируются через нормы экологического, финансового и смежного законодательства. Ключевым актом, закладывающим фундамент «зеленого» законодательства, выступает Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ). Закон традиционно рассматривается как базовый для регулирования природоохранной деятельности, но его содержание охватывает и элементы экономического стимулирования экологически значимого поведения. В частности, глава IV Закона № 7-ФЗ объединяет нормы экономического регулирования в области охраны окружающей среды. Кроме того, в Законе № 7-ФЗ прослеживается принцип устойчивого развития — например, в преамбуле и общих положениях декларируется обеспечение благоприятной окружающей среды в интересах нынешнего и будущих поколений, что отражает идеологию устойчивого развития. Тем не менее термин «зеленая экономика» напрямую в тексте закона не употребляется, что свидетельствует о концептуальном разрыве между международной риторикой и отечественной нормативной лексикой.

Список литературы

1. Балыкина О.А. Первый выпуск зеленых облигаций: особенности и перспективы развития / О.А. Балыкина, А.А. Колесникова // Научные записки молодых исследователей. 2022. № 6. С. 5–14.
2. Игнатьева И.А. Понятие «зеленая» экономика в документах стратегического планирования / И.А. Игнатьева // Сельское хозяйство. 2023. № 1. С. 1–13.
3. Тарасова Н.Л. Правовое регулирование «зеленой» экономики в современном российском государстве / Н.Л. Тарасова // Право и общество в условиях глобализации: перспективы развития : материалы Международной научно-практической конференции (г. Саратов, 12 февра
4. Gupte E. Russia targets EU carbon policies in WTO showdown / E. Gupte // S&P Global Commodity Insights. 2025. 19 May.

Остальные статьи