О возможности понуждения к заключению соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщении
Аннотация
Предусмотренное Федеральным законом от 8 августа 2024 г. № 288-ФЗ положение о невозможности понуждения к заключению соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщение следует рассматривать в качестве общего правила, предусматривающего исключение для участников такой перевозки в случаях, если они занимают доминирующее положение, в том числе в состоянии естественной монополии, на рынке транспортных услуг.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Гражданское право № 05/2025 |
Страницы | 11-14 |
DOI | 10.18572/2070-2140-2025-5-11-14 |
Прямое смешанное сообщение является весьма эффективным решением для перемещения грузов и пассажиров на значительные расстояния несколькими видами транспорта. Гражданский кодекс РФ (ст. 788) содержит основные условия организации таких перевозок: участие в перевозочном процессе двух или более видов транспорта; перевозка осуществляется по единому транспортному документу.
Приведенная норма о прямых смешанных перевозках, единственная, содержащаяся в Гражданском кодексе РФ, в целях регулирования отношений в обозначенной сфере отсылает к специальному закону. Надо сказать, что судьба последнего многострадальна: в период с 2009 по 2020 г. было разработано несколько проектов, ни один из которых ввиду существенных недостатков так и не дошел до цели. Очередная попытка была предпринята в 2021 г., результатом которой стало принятие Федерального закона от 8 августа 2024 г. № 288-ФЗ «О прямых смешанных перевозках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон), вступающего в силу с первого сентября 2025 г.
Следует отметить, что до настоящего времени, в отсутствие специального закона, правила о прямых смешанных перевозках фрагментарно содержатся в транспортном законодательстве, что исключает возможность рассматривать их совокупность в качестве ключевой правовой основы, обеспечивающей регламентацию соответствующих отношений. Кроме этого, как справедливо отмечено в специальной литературе, существенный дефект действующих законодательных установлений кроется в различном нормировании таких перевозок, включая разнообразие сопутствующих последним транспортных документов, каждый из которых имеет свою юридическую значимость, а также в различных основаниях ответственности перевозчика и ее ограничениях. В доктрине приводятся и иные проблемы, затрагивающие процесс организации смешанной перевозки, согласования действий вовлеченных транспортных организаций и т.д., что в очередной раз свидетельствовало о необходимости принятия специального закона.
Сказанное подтверждается и тем, что перевозочный процесс в рамках прямой смешанной перевозки отличается определенной сложностью по сравнению с традиционными перевозками, обусловленной необходимостью использования нескольких видов транспорта. Обозначенное своеобразие обнаруживает себя в структуре связей, их содержании, участниках и, безусловно, оказывает влияние на механизмы регулирования ответственности участников прямой смешанной перевозки. По справедливому замечанию В.Н. Гречухи, «ввиду специфических особенностей перевозки в прямом смешанном сообщении, ее регулирование должно быть всеобъемлющим и унифицированным, реализуемым посредством специального закона, определяющим правила осуществления таких перевозок».
Принятие Закона — долгожданное событие, устанавливающее «правовые основы осуществления перевозок пассажиров и грузов несколькими видами транспорта по единому перевозочному документу и обеспечивающее системное регулирование отношений между транспортными организациями в части упорядочивания их взаимодействия для своевременного и качественного удовлетворения потребностей физических, юридических лиц и государства в перевозках в прямом смешанном сообщении, создания условий для развития экономики и обеспечения единого экономического пространства на территории страны». Данным нормативным правовым актом регламентируются основные вопросы, связанные: с государственным регулированием деятельности в области рассматриваемых перевозок (ст. 3), с процессом их осуществления (ст. 4), с заключением и оформлением договора перевозки в прямом смешанном сообщении (ст. 7); с ответственностью за причинение вреда пассажиру, грузоотправителю, грузополучателю (ст. 9).