«Самозапрет» и «период охлаждения» — новые понятия в кредитовании
Аннотация
Анализируются новеллы законодательства, определяющие возможность установления «самозапрета» (самоограничения) на дистанционное заключение кредитного договора и «периода охлаждения» до перечисления и получения денежных средств по оформленным кредитам. Делается вывод о необходимости информирования граждан о тех возможностях, которые предоставляют указанные инструменты для обеспечения их надлежащей работы и повышения эффективности применения.
Тип | Статья |
Издание | Предпринимательское право № 03/2025 |
Страницы | 35-39 |
DOI | 10.18572/1999-4788-2025-3-35-39 |
В течение многих лет кредит можно было оформить совершив всего лишь несколько нажатий в мобильном приложении. И, к сожалению, сделать это мог не только законный владелец устройства, но и злоумышленник, получивший физический или виртуальный доступ к устройству. Согласно данным Банка России, в 2024 г. объем операций без добровольного согласия клиентов увеличился по сравнению с 2023 г. на 74,36%.
Вместе с этим возврат кредитными организациями денежных средств гражданам в 2024 г. составил 9,9% (2,7 млн руб.) от всего объема операций по переводу денежных средств, совершенных без добровольного согласия клиентов. Для сравнения, в 2022 г. возврат денежных средств клиентам кредитных организаций составил лишь 4,4% (618,4 млн руб.).
В связи с вышеизложенным невозможно переоценить актуальность и значимость таких шагов в сфере защиты от финансовых мошенничеств, как «самозапрет» (самоограничение) на дистанционное заключение кредитного договора и «период охлаждения» до перечисления и получения денежных средств по оформленным кредитам.
«Самозапрет»
Допустимость ограничения прав по воле правообладателя следует в том числе из ограничения прав, указанных в законах. Федеральным законом от 26 февраля 2024 г. № 31‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О кредитных историях” и Федеральный закон “О потребительском кредите (займе)”» устанавливается возможность самоограничения в дистанционном заключении договоров кредитования с 1 марта 2025 г. за исключением: