«Эрзац-участник» общества с ограниченной ответственностью
Аннотация
В деятельности обществ с ограниченной ответственностью нередки случаи перехода доли в уставном капитале самому юридическому лицу. В настоящей статье автором предпринята попытка обосновать невозможность фактического владения обществом долей в самом себе, так как техническая запись доли на общество является исключительно юридической фикцией, предназначенной для сохранения уставного капитала.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Предпринимательское право № 03/2025 |
Страницы | 31-34 |
DOI | 10.18572/1999-4788-2025-3-31-34 |
Среди коммерческих корпоративных организаций, зарегистрированных на территории России, преобладают юридические лица в организационно-правовой форме обществ с ограниченной ответственностью. Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью (далее — ООО, общество) составляется из номинальной стоимости долей его участников, которыми могут быть граждане и юридические лица, в отдельных случаях — государственные органы и органы местного самоуправления (см. например, ст. 78 Федерального закона от 20 марта 2025 г. № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»). Количество участников общества ограничено п. 1 ст. 88 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) и п. 3 ст. 7 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО) максимальным числом в пятьдесят лиц. При этом доля в уставном капитале общества может числиться и за самим ООО.
По общему правилу ООО не вправе приобретать доли или части долей в своем уставном капитале. Исключения установлены Законом об ООО. Так, доля в уставном капитале общества императивно переходит к ООО в следующих случаях: продажи доли участника обществу; при выходе участника; в случае неоплаты принадлежащей участнику доли в уставном капитале при учреждении общества; при исключении участника из общества в судебном порядке; при отказе любого участника общества от дачи согласия на вступление в общество наследников (правопреемников) участника; при отказе любого участника общества от дачи согласия на передачу доли учредителям (участникам) ликвидированного юридического лица — участника общества, собственнику имущества ликвидированного учреждения, государственного или муниципального унитарного предприятия — участника общества; при отказе любого участника общества от дачи согласия на переход доли к лицу, приобретшему долю в уставном капитале общества на публичных торгах; при оплате обществом действительной стоимости принадлежащих участнику общества доли или ее части, по требованию его кредиторов. Сведения о размере и номинальной стоимости доли в уставном капитале общества, принадлежащих обществу, отражаются в ЕГРЮЛ.
Само по себе владение долями в уставном капитале ООО сопряжено с наличием у правообладателя как корпоративных прав, так и обязанностей. В литературе отмечается, что «в случае приобретения обществом доли в своем уставном капитале возникает юридически аномальная ситуация, при которой кредитор и должник совпадают в одном лице». Принадлежность ООО доли в своем уставном капитале также создает неясность в количестве участников такого ООО. Например, является ли общество, одна доля в уставном капитале которого числится за самим обществом, а другая — за участником, обществом с единственным участником.
Действующее законодательство об ООО не содержит определения понятий «общества с единственным участником» или «единственный участник общества». В правовом регулировании акционерных обществ (далее — АО) п. 6 ст. 98 ГК РФ предусматривается, что АО может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества. То есть АО с одним акционером является та корпорация, в которой все акции принадлежат одному лицу. В таком случае, в ситуации «компании одного лица», как отмечает Д.В. Ломакин, «личность участника хозяйственного общества играет в его деятельности определяющую роль». Применительно к правовому регулированию АО следует отметить, что АО могут принадлежать собственные акции, которые в таком случае не признаются находящимися в обращении (ст. 27.1 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), и при буквальном толковании АО с собственными акциями и одним акционером не будет являться компанией одного лица.