Дата публикации: 04.09.2025

Формирование законодательства об электронной коммерции в России

Аннотация

В 2024 году в России активизировался процесс по созданию законодательства об электронной коммерции. Было подготовлено несколько законопроектов, направленных на урегулирование деятельности операторов агрегаторов товаров и услуг (цифровых платформ). Цель данной статьи — выявить недостатки и достоинства данных законопроектов. На основе проведенного анализа делается вывод о том, что все представленные законопроекты требуют существенной доработки, в частности в вопросах обеспечения безопасности инфраструктуры цифровой платформы, разрешения споров при помощи механизмов платформы, соотношения публичных и частных интересов операторов платформ, потребителей и предпринимателей. Кроме того, необходима существенная переработка предлагаемого понятийного аппарата. В статье также подчеркивается, что будущий закон должен регулировать весь спектр возникающих отношений, а не только касающихся торговли.




Объемы сделок, заключаемых в России посредством цифровых платформ (агрегаторов информации о товарах и услугах), развиваются высокими темпами. Так, если в 2011 г. оборот в данной сфере составлял 330 млрд руб., то к 2023 г. он вырос до 6 трлн 359 млрд руб.. Между тем специальное регулирование в данной сфере не развито, его основу составляют Закон РФ «О защите прав потребителей» (ст. 9, 12, 16) и отчасти Федеральный закон «О защите конкуренции» (ст. 4 и 10.1), регулирование отрасли является фрагментарным.

На повестке дня стоят вопросы оперативного разрешения споров между операторами платформ электронной торговли (владельцами агрегаторов) и продавцами, а также владельцами пунктов выдачи и перевозчиками, противодействия антиконкурентному поведению агрегаторов и маркетплейсов, защиты персональных данных, обеспечения качества товаров и услуг. Все еще не определен в достаточной степени правовой статус оператора платформы электронной коммерции[7]. Нет четкого понимания, платформа электронной коммерции — это доска объявлений или все же активный игрок рынка. Поэтому разработка правил для регулирования электронной коммерции в России становится все важнее.

Попытка решить указанные выше задачи была предпринята в марте 2024 г., когда Государственной Думой РФ в первом чтении был рассмотрен законопроект № 568223-8 «О государственном регулировании торговой деятельности агрегаторов информации о товарах в Российской Федерации и о внесении изменений в Федеральный закон “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерацииˮ» (далее — Законопроект № 568223-8). Вряд ли можно назвать содержание данного документа удачным. Законопроект № 568223-8 не касается оказания услуг и работ. В нем нет положений о разрешении споров между покупателем и продавцом на платформе, а используемые в нем дефиниции — недоработаны. Правда, законопроект уделяет внимание урегулированию прав и обязанностей продавцов, покупателей, владельцев пунктов выдачи заказов и операторов платформ, что является положительным моментом, ведь потребность в таком шаге имеется уже достаточно давно.

Законопроект № 568223-8 не придерживается терминологии Закона «О защите прав потребителей». Так, если в законе говорится об агрегаторе информации о товарах (услугах), то в законопроекте используется термин «агрегатор информации о товарах», т.е. исключает из сферы регулирования услуги. Такой подход нельзя назвать конструктивным, ведь из регулирования выпадает целая сфера, хотя, возможно, инициатор законопроекта считает, что оказание услуг при помощи платформ регулировать не стоит. Законодательство, как и уже упоминавшийся Законопроект № 568223-8, достаточно узко описывает правовую конструкцию агрегатора, рассматривая его лишь как созданную для удобства потребителей «программу» или «страницу в Интернете» с комплексными функциями информирования, заключения договора и приема платы за товары.

Список литературы

1. Бажина М.А. Правовое регулирование применения платформенных решений при осуществлении предпринимательской деятельности / М.А. Бажина // Право и бизнес. 2025. № 1. С. 2–7.
2. Ефимцева Т.В. К вопросу о запрете на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением с использованием сетевых эффектов в рамках пятого антимонопольного пакета / Т.В. Ефимцева, В.С. Баймуканова // Конкурентное право. 2023. № 4. С. 2–4.
3. Звездина Т.М. Цифровая платформа как бизнес-модель: гражданско-правовые аспекты деятельности / Т.М. Звездина // Бизнес, менеджмент и право. 2022. № 3(55). С. 28–33.
4. Савенко Н.Е. Электронная (дистанционная) торговля и ее элементы: анализ действующего регулирования и законодательных инициатив / Н.Е. Савенко // Журнал российского права. 2025. № 5. С. 77–90.
5. Сергеева О.В. Защита слабой стороны в условиях цифровизации договорных отношений / О.В. Сергеева // Журнал российского права. 2024. № 6. С. 37–52.
6. Суворов Е.Д. Некоторые проблемы электронной торговли: к вопросу об ответственности владельцев агрегаторов перед потребителями / Е.Д. Суворов // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2019. № 9. С. 57–67.
7. Черешнева И.А. Цифровые платформы: от защиты конкуренции к защите данных / И.А. Черешнева // Конкурентное право. 2023. № 2. С. 23–26.

Остальные статьи