Совершенствование правового режима электронных площадок как средства цифровизации торгов
Аннотация
В российском законодательстве отсутствует единообразный подход как к понятию электронной торговли, так и правовым средствам ее организации, одним из которых выступают электронные (торговые) площадки (ЭТП). Между участниками торгов на ЭТП имеет место соперничество, но считать его конкуренцией в смысле антимонопольного законодательства недопустимо. Биржи и торговые системы представляют собой электронные площадки, относимые к регуляторной компетенции Центрального банка РФ. Предлагается разделить биржи на фондовые, надзор за которыми осуществляет Центральный банк РФ, и товарные, нормативно-правовое регулирование деятельности которых поручить Министерству торговли и промышленности РФ, непосредственный контроль — саморегулируемым организациям электронных площадок, а надзор за последними — Росреестру.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Предпринимательское право № 03/2025 |
Страницы | 17-20 |
DOI | 10.18572/1999-4788-2025-3-17-20 |
В российском законодательстве одним из способов заключения договора является организация и проведение торгов, позволяющих осуществить конкурентный отбор контрагента. И если 15–20 лет назад торги проводились преимущественно в «бумажной» форме (путем размещения информации о торгах в средствах массовой информации, изготовления на бумажных носителях конкурсной документации, заявок и прилагаемой к ним документации, сопровождающей торги документации), цифровизация экономического уклада и широкое внедрение организационных, информационных и технических решений, обеспечивающих взаимодействие продавцов и покупателей через информационно-телекоммуникационные сети, перевели организацию и проведение торгов в электронную форму, привели к появлению электронных торговых площадок (иногда используют равнозначный термин «электронные площадки») (далее — также ЭТП) как программного комплекса и новой категории субъектов — операторов электронных торговых площадок.
В основе функционирования ЭТП лежит использование содержащихся в базах данных информации, обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств, что отвечает критериям юридически закрепленного понятия информационной системы (см. п. 3 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). С этой точки зрения электронная торговая площадка представляет собой разновидность информационной системы, являющейся понятием более высокого уровня в классификации технологических средств обработки информации.
ЭТП с точки зрения требований к обязательности их использования можно разделить на две группы — публичные (также довольно часто в литературе называются федеральные) и коммерческие.
Публичные ЭТП преимущественно предназначены для проведение публичных торгов, в силу ст. 449.1 ГК РФ проводимых в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом (Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федеральным законом от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Законом № 44-ФЗ, Законом № 223-ФЗ).
Публичные торги проводится в определенных сферах (поэтому их еще можно называть отраслевыми торгами) в предусмотренном законом случаях и устанавливаемом им порядке. Их организаторами выступают: лицо, уполномоченное на то законом или иным правовым актом, либо государственный орган или орган местного самоуправления.