О понятии средств индивидуализации и идентификации по законодательству об интеллектуальной собственности
Аннотация
В статье проводится краткий анализ норм действующего законодательства об интеллектуальной собственности, которые содержат правила, опосредующие отношения, складывающиеся в связи с квалификацией обозначений, выполняющих функции индивидуализации и идентификации товаров.
Тип | Статья |
Издание | Предпринимательское право № 03/2025 |
Страницы | 12-16 |
DOI | 10.18572/1999-4788-2025-3-12-16 |
В сфере правовой регламентации отношений, объектом которых являются обозначения, используемые в предпринимательской деятельности, существуют по меньшей мере две их разновидности, отличающиеся применяемыми методами регулирования. Правовой режим таких обозначений устанавливается как законодательством об интеллектуальной собственности, так и законодательством иной отраслевой принадлежности, например Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». В свою очередь, названные обозначения в зависимости от выполняемых ими основных функций подразделяются на средства индивидуализации и средства идентификации.
К числу обозначений, находящихся вне предметной сферы интеллектуальной собственности, могут быть отнесены, в частности: наименования некоммерческих организаций, знаки обращения на рынке, знаки соответствия, коды маркировки в машиночитаемой форме. Примерами таких обозначений служат знак соответствия «Сделано в России», используемый в системе добровольной сертификации, а также код маркировки, представленный в виде штрихового кода или записанный на радиочастотную метку.
В практике предпринимательства задействован не один десяток различных видов идентификаций и, соответственно, используемых для этого средств, зависящих от сферы деятельности хозяйствующих субъектов и целей применения. Различают, например, «классификационную идентификацию», «процедурную идентификацию», которые применяются в области таможенной деятельности.
Мы не будем к ним обращаться в данной статье, поскольку юридические механизмы и приемы использования таких обозначений участниками имущественного оборота, как правило, не опираются на частно-правовой инструментарий, характерный для регулирования отношений в предметной сфере интеллектуальной собственности.
Как известно, роль обозначений, которым предоставляется правовая охрана в соответствии с законодательством об интеллектуальной собственности, играют средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. Названные средства в России признаются интеллектуальной собственностью (ст. 1225 Гражданского кодекса РФ; далее — ГК РФ). Подобное уподобление, как известно, противоречит трактовке интеллектуальной собственности Конвенцией об учреждении ВОИС.