Дата публикации: 04.09.2025

О понятии средств индивидуализации и идентификации по законодательству об интеллектуальной собственности

Аннотация

В статье проводится краткий анализ норм действующего законодательства об интеллектуальной собственности, которые содержат правила, опосредующие отношения, складывающиеся в связи с квалификацией обозначений, выполняющих функции индивидуализации и идентификации товаров.




 В сфере правовой регламентации отношений, объектом которых являются обозначения, используемые в предпринимательской деятельности, существуют по меньшей мере две их разновидности, отличающиеся применяемыми методами регулирования. Правовой режим таких обозначений устанавливается как законодательством об интеллектуальной собственности, так и законодательством иной отраслевой принадлежности, например Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». В свою очередь, названные обозначения в зависимости от выполняемых ими основных функций подразделяются на средства индивидуализации и средства идентификации.

 К числу обозначений, находящихся вне предметной сферы интеллектуальной собственности, могут быть отнесены, в частности: наименования некоммерческих организаций, знаки обращения на рынке, знаки соответствия, коды маркировки в машиночитаемой форме. Примерами таких обозначений служат знак соответствия «Сделано в России», используемый в системе добровольной сертификации, а также код маркировки, представленный в виде штрихового кода или записанный на радиочастотную метку.

 В практике предпринимательства задействован не один десяток различных видов идентификаций и, соответственно, используемых для этого средств, зависящих от сферы деятельности хозяйствующих субъектов и целей применения. Различают, например, «классификационную идентификацию», «процедурную идентификацию», которые применяются в области таможенной деятельности.

 Мы не будем к ним обращаться в данной статье, поскольку юридические механизмы и приемы использования таких обозначений участниками имущественного оборота, как правило, не опираются на частно-правовой инструментарий, характерный для регулирования отношений в предметной сфере интеллектуальной собственности.

 Как известно, роль обозначений, которым предоставляется правовая охрана в соответствии с законодательством об интеллектуальной собственности, играют средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. Названные средства в России признаются интеллектуальной собственностью (ст. 1225 Гражданского кодекса РФ; далее — ГК РФ). Подобное уподобление, как известно, противоречит трактовке интеллектуальной собственности Конвенцией об учреждении ВОИС.

Список литературы

1. Говоров В.В. Анализ и роль термина «идентификация» при оказании таможенных услуг / В.В. Говоров // Мировая экономика. 2023. № 2 (134). С. 55–66.
2. Гражданское право : учебник. В 4 томах. Т. 2. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права / ответственный редактор Е.А. Суханов. 3-е изд., перераб. и доп. Москва : Статут, 2023. 508 с.
3. Гульбин Ю.Т. Правовая охрана и защита интеллектуальной собственности / Ю.Т. Гульбин. Москва : Вершина, 2006. 441 с.
4. Индивидуализация и идентификация в имущественном обороте : учебное пособие / С.Ю. Филиппова, Ю.С. Харитонова, Н.В. Щербак. Москва : Юстицинформ, 2025. 665 с.
5. Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права) : учебник для вузов / В.О. Калятин. Москва : Норма, 2000. 459 с.
6. Рабец А.П. Правовая охрана товарных знаков в России: современное состояние и перспективы / А.П. Рабец. Санкт-Петербург : Юридический центр Пресс, 2003. 338 с.

Остальные статьи