Дата публикации: 04.09.2025

Проблемы адаптации экспериментальных правовых режимов для стартапов в Российской Федерации

Аннотация

В статье анализируются ключевые проблемы, с которыми сталкиваются стартапы и малые технологические компании при попытке использования механизма экспериментальных правовых режимов в Российской Федерации. Основное внимание уделяется двум системным барьерам: чрезмерной сложности и централизации процедур инициирования ЭПР, а также ограниченному временному характеру самих режимов. В статье показано, что существующая модель отбора проектов создает преимущества для крупных корпораций, обладающих значительными административными ресурсами, что приводит к структурному дисбалансу и вытеснению стартапов. Кроме того, временный характер ЭПР порождает высокую степень неопределенности для инвесторов и самих предпринимателей, затрудняя долгосрочное планирование и масштабирование бизнеса после окончания эксперимента.




Современные вызовы, с которыми сталкивается Российская Федерация в борьбе за технологическое лидерство, требуют не только стратегического планирования, но и создания условий для динамичного развития инноваций. Именно инновация является катализатором, который способен обеспечить опережающее развитие и конкурентоспособность экономики как на региональном, так и глобальном уровнях.

Ключевыми драйверами инноваций выступают отнюдь не крупные корпорации, а малые технологические компании, именуемые стартапами. Их гибкость, способность быстро реагировать на изменение научно-технологического ландшафта и рынка, создавать прорывные решения делает их незаменимыми в технологической гонке. В то же время именно они сталкиваются с наибольшими барьерами на пути к реализации своих идей — прежде всего в сфере правового регулирования.

Традиционные механизмы правового регулирования зачастую не успевают за стремительно развивающимися технологиями. Более того, излишне жесткие и консервативные нормы могут тормозить развитие технологических проектов, требующих возможностей «совершать ошибки». В таких условиях возникает необходимость поиска особых режимов регулирования, способных обеспечить баланс между безопасностью и свободой действий для разработки, апробации и внедрения инноваций и передовых технологий. В данном случае верным видится замечание А.А. Мохова, что инновационная экономика (которая приводит к технологическому лидерству) требует гибких подходов к регулированию инновационных отношений, а различные эксперименты и пилотные проекты в правовом государстве без их соответствующего правового обеспечения труднореализуемы.

В Российской Федерации первопроходцем в мир «экспериментального регулирования» стал Центральный банк РФ. Как отмечает О.А. Тарасенко, к введению экспериментальных правовых режимов в финансовом секторе привела технология криптовалют, которая показала необходимость ухода от фундаментального регулирования к прикладному.

Позже, в 2020 г. увидел свет Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. № 123-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона “О персональных данныхˮ». Данный акт представляет интерес, так как в нем законодатель попытался закрепить понятие экспериментального правового режима (далее по тексту — ЭПР).

Список литературы

1. Волков А.М. Актуальные проблемы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций / А.М. Волков // Право и бизнес. 2024. № 4. С. 7–14.
2. Мохов А.А. Экспериментальный правовой режим как специальный правовой режим для драйверов инновационной экономики / А.А. Мохов // Юрист. 2019. № 8. С. 19–25.
3. Тарасенко О.А. Экспериментальный правовой режим — полигон для инноваций и регулирования / О.А. Тарасенко // Вестник СПбГУ. Серия 14: Право. 2023. № 1. С. 40–55.

Остальные статьи