Дата публикации: 04.09.2025

Особенности законодательства Индонезии при передаче технологии

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые положения законодательства Индонезии в сфере передачи технологий (на основе лицензионных соглашений, в рамках проектов иностранной инвестиции). Автор исследует нормативные предписания Патентного закона 2016 г. в редакции 2024 г. и предыдущего аналогичного закона 2001 г. и Инвестиционного закона 2007 г. в соответствующей сфере. Изучается, что понимается под передачей технологий. Акцент делается на особенностях договорного оформления передачи технологий, освещаются некоторые аспекты воздействия рассматриваемых подходов на иностранных инвесторов. В качестве вывода указывается, что правовое обеспечение передачи технологий, которое приобретает черты инструмента государственной политики в научно-технической сфере, в Индонезии развивается; подчеркивается важность учета одновременно с государственным регулированием микроуровня взаимодействия предприятий и условий, создаваемых рынком и рыночными факторами.




На протяжении последних 30 лет для снижения производственных издержек страны Запада передавали свои производственные и технологические компетенции в разные страны, например в Азию, в результате чего развивающиеся страны (Сингапур и проч.) построили фабрики, начали экспортировать готовую продукцию и накопили огромные богатства. В связи с этим у них нет необходимости, как представляется, развивать собственные технологические наработки и инновации. Они сами кооперируются, используют квалифицированную рабочую силу, создают сеть поставщиков, развивают долгосрочные отношения на основных рынках региона.

В этом смысле передача технологий — это такой же инструмент государственной научно-технической политики, как и развитие НИОКР, при пользовании которым государство должно осуществлять соответствующий контроль, для того чтобы не попасть в зависимость от иностранных технологий.

Как правило, существуют два способа передачи иностранной технологии развивающимся странам: ее продажа местным предприятиям путем лицензирования (запатентованное и непатентованное ноу-хау) и ее передача посредством прямых инвестиций.

Так, например, китайские компании, такие как Tsingshan, одними из первых вложили миллиарды в богатый никелем остров Сулавеси и построили там крупные промышленные парки для переработки руды внутри страны. Китайские производители аккумуляторов, такие как CATL, инвестировали миллиарды в производство аккумуляторов внутри страны. Индонезийский никель имеет большое стратегическое значение для Китая, как и для любой другой страны, борющейся за господство в глобальных цепочках поставок электромобилей и аккумуляторов. Хотя Китай, возможно, имел преимущество первопроходца, последовала волна иностранных инвестиций, поскольку южнокорейские и японские компании по производству автомобилей и аккумуляторов поспешили догнать своих китайских конкурентов, создав или расширив промышленное производство в Индонезии. Ford даже недавно объявил, что это будет частью инвестиционного проекта по производству никеля стоимостью 4,5 млрд долл. (с китайским партнером).

В Индонезии развивается техноиндустриальная экосистема, основанная на никелевых рудниках, формирующая производство аккумуляторов и электромобилей, и мировые державы борются за позиции в этих секторах.

Список литературы

1. Благая А. Индонезия хочет закупать у России военные технологии в обмен на свои / А. Благая // Runews24. 2024. 2 августа.
2. Thalib Abd. Technology Transfer in Indonesia: Legal Perspective / Abd Thalib // UUM Journal of Legal Studies. 2014. Vol. 5. P. 075–092.
3. Guild J. The Geopolitics of Technology in Indonesia / J. Guild, L.C. Sebastian // The Diplomat. 2023. 3 May.
4. Ladas S.P. Patents, Trademarks and Related Rights: National and International Protection / S.P. Ladas. Cambridge : Harvard University Press, 1975. 429 p.
5. Medina A.F. Indonesia’s Overhauled Patent Law: A Guide / A.F. Medina // asean briefing. 2024. 11 December.

Остальные статьи