Юридические конструкции, предназначенные для обеспечения технологического лидерства России
Аннотация
В статье представлен анализ юридических конструкций, предназначенных для обеспечения технологического лидерства России. Рассматривается понятие юридической конструкции, в том числе в соотношении с понятием правового средства и модели. Оценивается значение юридической конструкции в достижении целей технологической политики. Отдельное внимание уделено анализу правовой конструкции национального проекта по обеспечению технологического лидерства и конкретных средств, составляющих данную конструкцию, используемых для достижения конечных результатов технологической политики.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Право и бизнес № 03/2025 |
Страницы | 17-22 |
DOI | 10.18572/2712-8865-2025-3-17-22 |
Цифровая экономика в современных условиях основывается на развитии отечественных технологий, поддержке решений и лидеров в области цифровых технологий и технологической независимости. Переход от политики импортозамещения к технологической политике, направленной на достижение технологического суверенитета, а затем технологического лидерства в отдельных цифровых отраслях, требует поиска и научного обоснования эффективных способов и инструментов государственного регулирования экономических отношений, связанных с достижением целей указанной политики, их правовой регламентации. Как справедливо отмечает А.В. Белицкая, защита экономического суверенитета должна осуществляться исключительно правовыми средствами с учетом принципов соразмерности, справедливости, доверия между государством, обществом и бизнесом, что требует создания прозрачных правил игры, стабилизации, взаимодействия и осознания всеми участниками экономических отношений необходимости введения правовых ограничений. Указанные принципы создают основу для правовых конструкций, необходимых для обеспечения технологического лидерства. В условиях цифровизации, когда продолжается поиск оптимального соотношения государственного воздействия на бизнес, необходим не просто набор средств государственного и правового регулирования, а их максимально эффективное и системное сочетание — соответствующие юридические конструкции.
Как отмечал С.С. Алексеев, первичные средства регуляции (позитивные обязывания, запреты, дозволения) в области права существуют и функционируют в особых юридических построениях, в цепочке, типовом сочетании. Поскольку сами по себе правовые средства не всегда могут образовывать алгоритм решения задачи, необходимы юридические конструкции, которые, по мнению Н.М. Коркунова, должны соответствовать условию полноты, последовательности, простоты и естественности. Сравнивая понятия юридической конструкции и правового средства, Е.В. Лунева отмечает, что конструкция отличается от средства более высоким уровнем организации и структуризации. Юридическая конструкция одновременно предназначена для разрешения конкретных правовых ситуаций и является одним из приемов юридической техники, призванным оптимизировать работу с нормативным материалом.
Комплексный анализ понятия правовой конструкции проведен в диссертационном исследовании В.В. Чевычелова, сам автор определяет ее как средство правотворческой техники, заключающееся в моделировании, определенном логическом построении нормативного материала, одновременно выступающее методом познания и толкования норм права. А.Ф. Черданцев рассматривал юридическую конструкцию как идеальную модель, отражающую структуру общественных отношений. С.С. Алексеев — как средство конструирования идеальной структуры права. И.В. Фролов определяет правовые конструкции как средства юридической техники, заключающиеся в определенном логическом построении отдельных нормативных положений. Анализ вышеуказанных определений свидетельствует о смешении понятия модели, конструкции и средства, что в ряде случаев ведет к неопределенности при построении юридических конструкций, необходимых для решения практических задач.
Как представляется, понятие конструкции следует отличать от понятия модели. В математике модель создается в случае, если необходимо доказать существование объекта, который обладает одновременно теми или иными свойствами (аксиомами). Конструкция, в свою очередь, предназначена для выполнения каких-либо функций, например: из треугольников создается конструкция, имеющая форму круга, то есть совокупность образует нечто большее, чем просто набор из треугольников. Юридические конструкции в условиях нестабильности текущего законодательства также призваны обеспечить функцию композиционной согласованности как внутри отдельного нормативного правового акта, так и в системном аспекте между несколькими правовыми актами, стандартизацию правовой информации, они отражают сущность правового явления, устойчивые, повторяющиеся, закономерные его свойства и элементы, и создаются с целью решения поставленной задачи. Как справедливо отмечает А.В. Малько, «связующим средним звеном между моделью и результатом» являются правовые средства. Юридические конструкции позволяют объединить в системные комплексы различные по своей природе правовые средства и приемы воздействия на юридически значимые сферы социальной деятельности с той или иной целью. В настоящем исследовании под юридической конструкцией понимается такое сочетание правовых средств, которое образует алгоритм решения поставленной задачи, позволяет максимально эффективно добиться поставленной цели, в рассматриваемом случае цели достижения технологического лидерства России.