Дата публикации: 28.08.2025

Право иметь детей: евгеническая политика Японии

Аннотация

Рождение детей и забота о потомстве — одна из базовых потребностей человека, и когда государство лишает его возможности иметь полноценную семью, это является вопиющим нарушением естественных и конституционных прав личности. Евгеника, возникшая в конце XIX в., имела своей целью улучшение человечества и содействие коллективному благосостоянию общества. Но в определенный момент в государствах, продвигавших евгенические идеи, национальные интересы получили приоритет над правами человека и этикой. Япония не была исключением. В статье предпринимается попытка проследить причины и последствия распространения в Японии негативной евгеники и ее законодательного применения, а также определить позицию государства с точки зрения признания ответственности за причиненный ущерб лицам, лишившимся своих репродуктивных прав.




Семнадцатого января 2025 г. в Японии вступил в силу Закон о компенсации за принудительную стерилизацию по Закону о защите евгеники, который был принят единогласно обеими палатами Парламента 8 октября 2024 г. Обе палаты (Палата советников и Палата представителей) разместили на своих официальных страницах резолюции с извинениями жертвам евгенической хирургии за продвижение ошибочной политики, основанной на евгенической идеологии, и принятие законодательства, нарушающего конституцию. Премьер-министр С. Исиба публично принес извинения от лица правительства, официально признав ответственность государства за нанесенный ущерб.

Термин «евгеника» был введен в 1883 г. английским ученым Ф. Гальтоном. Он определил евгенику как науку, которая имеет дело со всеми условиями, улучшающими врожденные качества расы. Евгеники считали, что через защиту посредством медицинской помощи и социального обеспечения в обществе происходит искажение естественного отбора (обратный отбор), ведущее к явлению дегенерации. Кроме того, снижение рождаемости было гораздо более заметным среди образованных и экономически успешных классов, чем среди бедных и низших слоев, что еще более усугубляло дегенерацию. Поэтому вмешательство, осуществленное на основе здравых биологических принципов рационального отбора для предотвращения ущерба через наследование, оправдано и пойдет на пользу расе. Таким образом, евгеника была связана с оптимистической возможностью контроля эволюции и планирования будущих поколений, который приведет к улучшению человечества, содействует благосостоянию общества, имея целью освободить людей от инвалидности, болезней, бедности и преступности.

Евгеника достаточно быстро набирает популярность. И если первоначально ее идеи находили отражение в поддержке воспроизводства наиболее приспособленных и улучшение качества популяции (положительная евгеника), то позднее прибавляются законы, вводящие ограничения при вступлении в брак, — тестирование на наличие заболеваний, запрет на межрасовые браки и радикальные меры (аборт и стерилизация) по предотвращению распространения физических и психических дефектов (негативная евгеника).

Впервые закон, предусматривающий осуществление хирургической стерилизации по генетическим основаниям, появился в США, в штате Индиана в 1907 г. К 1930 г. законы по стерилизации были приняты уже в 24 американских штатах. В Германии вместо термина «евгеника» использовался термин «расовая гигиена», который ввел в 1895 г. А. Плётц. В 1920 г. вышла работа А. Хоха и К. Билдинга «Позволение уничтожать жизнь, непригодную для жизни», где ученые настаивали на возможности предавать смерти лиц определенных категорий. Она заложила теоретическую основу негативной евгеники в Германии, которая с приходом к власти нацистского режима начинает реализовываться практически. В 1933 г. принимается «Закон о предотвращении наследственно больного потомства» — принудительная стерилизация лиц, страдающих определенными заболеваниями или имеющих физические и умственные дефекты.

Начало евгеники в Японии относится к периоду Мэйдзи, когда идеи вестернизации набирали обороты после свержения сёгуната и открытия страны. Это была «теория расовой реформы» для улучшения «качества» людей, чтобы быть на одном уровне с западными державами. Появляются публикации, продвигающие идеи Ф. Гальтона, призывающие к устранению неполноценных людей и улучшению нации с целью развития страны и укрепления ее армии. После принятия закона о стерилизации в Германии, которая имела сильное влияние на Японию, в 1934 г. в японском парламенте начинаются дебаты о достоинствах закона о стерилизации.

Список литературы

1. Зайцева Е.С. Соматические права человека — результат расширения сферы правового регулирования? / Е.С. Зайцева // Академический юридический журнал. 2023. Т. 24. № 2 (92). С. 164–171.
2. Канаев И.И. Фрэнсис Гальтон (1822–1911) / И.И. Канаев. Ленинград : Наука, 1972. 140 с.
3. Минникес И.А. Конституционно-правовая и уголовно-правовая защита прав и свобод человека и гражданина / И.А. Минникес // Всероссийский криминологический журнал. 2022. Т. 16. № 2. С. 217–228.
4. Паламарчук Е.А. Евгенический аспект политики «оздоровления» нации в гитлеровской Германии: теория и практика / Е.А. Паламарчук // Политическая концептология. 2024. № 4. С. 50–61.
5. Седых О.Г. Проблемы формирования безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями / О.Г. Седых, В.А. Ковтун // Baikal Research Journal. 2015. Т. 6. № 4. С. 23.

Остальные статьи