Совершенствование компетенции местного самоуправления в Российской Федерации в условиях единства публичной власти
Аннотация
В статье рассматривается регулирование компетенционной сферы местного самоуправления в разрезе Федеральных законов от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ и от 20 марта 2025 г. № 33-ФЗ. Автор предлагает: классифицировать вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения на два вида: органически присущие местному самоуправлению и реализуемые муниципальными органами в силу закона; закрепить механизм опережающего нормотворчества муниципалитетов в рамках полномочий субъектов Федерации по предметам совместного ведения; установить обязательность согласования с муниципальными образованиями решений о перераспределении и делегировании полномочий.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 08/2025 |
Страницы | 52-56 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2025-8-52-56 |
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о двойственной природе местного самоуправления: самоорганизация населения (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 20 марта 2025 года № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти») и нижний уровень публичной власти.
Во втором аспекте местное самоуправление выступает в качестве результата государственной политики территориальной организации власти в контексте распределения полномочий исходя из целей обеспечения эффективности деятельности публичного аппарата в целом. В рамках указанной логики Национальная лига городов США предлагает следующее понимание местного самоуправления: муниципальным органам должна быть предоставлена полная возможность управления в пределах их территории, в том числе право принимать решения и осуществлять политику по всем вопросам в сфере полномочий, принадлежащих штатам. Речь идет об инициативной компетенции, гарантирующей муниципалитетам возможность решать любые вопросы в пределах полномочий регионов при условии надзора со стороны последних.
Тем не менее компетенция органов местного самоуправления должна быть обусловлена его природой как одного из основных механизмов народовластия. Вследствие этого системообразующими являются полномочия, направленные на удовлетворение ежедневных потребностей жителей муниципалитетов (так называемые местные дела).
В компетенционном аспекте положения главы 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляют исчерпывающие перечни вопросов местного значения в зависимости от вида муниципальных образований. Тем не менее предусматривается возможность решения органами местного самоуправления иного неограниченного круга вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения (ст. 14.1, 15.1 и 16.1) при условии, если соответствующие полномочия не отнесены к компетенции органов местного самоуправления других муниципалитетов, органов государственной власти и законодательно не исключены из их компетенции. В то же время следует отметить, что закрепленные Конституцией РФ предметы ведения (ст. 71–73) охватывают весь спектр полномочий федеральных и региональных органов власти. Что касается совместной компетенции, то исчерпывающим образом законодательно определены полномочия субъектов РФ, остальные вопросы составляют компетенцию Федерации. Соответственно, полномочий вне границ государственных уровней публичной власти, за исключением прямо установленных вопросов местного значения муниципалитетов, не остается. В связи с этим обоснованной является постановка вопроса о законодательной регламентации механизма опережающего нормотворчества муниципальных образований в рамках полномочий субъектов Федерации.
Кроме того, не вполне понятно, чем по своему характеру принципиально отличаются полномочия в рамках вопросов местного значения от полномочий по вопросам, не относящимся к таковым. С формальной точки зрения их нормативное регулирование осуществляется в обоих случаях федеральным законом — либо посредством прямого закрепления, либо косвенно через законодательные ограничения.