Дата публикации: 28.08.2025

Компенсаторные механизмы как способ восстановления прав, нарушенных применением неконституционного нормативного правового акта

Аннотация

В статье исследуется роль компенсаторных механизмов как альтернативного пересмотру конкретного дела способа восстановления прав лица, обратившегося с жалобой в Конституционный Суд РФ. Раскрыта публичноправовая природа этого института, показаны проблемы, возникающие при его применении в судебной практике и обусловленные в том числе отсутствием его надлежащей законодательной регламентации. Обоснован вспомогательный характер разбирательства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах по обращению о реализации компенсаторных механизмов, которое призвано обеспечить исполнение решения Конституционного Суда РФ, признавшего право заявителя на их применение. Выражена позиция о предпочтительности использования процессуальной формы административного судопроизводства при судебном рассмотрении вопросов о форме и размере соответствующей компенсации.




Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее – Закон о КС РФ) (ст. 100) предусматривает два основных способа восстановления нарушенных прав лица, в связи с жалобой которого Конституционный Суд РФ (далее – КС РФ) признал нормативный правовой акт неконституционным или соответствующим Конституции РФ в данном КС РФ истолковании, которое расходится с его пониманием правоприменительными органами.

Первый из них — пересмотр в обычном порядке конкретного судебного дела, в котором был применен неконституционный нормативный акт или положениям применяемого акта придавалось неконституционное истолкование. Механизм такого пересмотра урегулирован процессуальным законодательством (глава 42 ГПК РФ, глава 37 АПК РФ, глава 37 КАС РФ, глава 49 УПК РФ) и реализуется в судебной практике.

Второй способ был нормативно предусмотрен в соответствии с поправками в ФКЗ о КС РФ, внесенными Федеральным конституционным законом от 9 ноября 2020 г. № 5-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"», хотя использовался КС РФ в отдельных случаях и ранее. Он применяется лишь в тех случаях, когда пересмотр дела заявителя не обеспечит восстановление его нарушенных прав. Речь идет о компенсаторных механизмах, на возможность реализации которых в конкретном случае указывает в своем решении КС РФ, а вопрос о форме и размерах компенсации решается судом, рассмотревшим в первой инстанции дело, в котором был применен оспоренный в КС РФ нормативный акт (ч. 4 ст. 100 ФКЗ о КС РФ).

Федеральное законодательство не содержит норм, которые регламентировали бы порядок и особенности применения компенсаторных механизмов, обусловленных применением неконституционного нормативного правового акта. Тем не менее КС РФ достаточно часто указывает на необходимость применения к заявителю таких механизмов, например, при признании неконституционными норм избирательного законодательства.

Таким образом, будучи альтернативой пересмотру дела заявителя, компенсаторные механизмы должны обеспечивать, насколько это возможно, такой же, как и вследствие пересмотра, объем восстановления права.

Список литературы

1. Брикульский И.А. Будь реалистом, требуй невозможного: проблемы применения компенсаторных механизмов конституционного правосудия / И.А. Брикульский // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2025. № 1. С. 114–135.
2. Котельников Д.А. Компенсаторные механизмы как средство восстановления кон-ституционных прав / Д.А. Котельников // Журнал конституционного правосудия. 2025. № 2. С. 10–15.
3. Нарутто С.В. Применение компенсаторных механизмов на основе постановлений Конституционного Суда РФ: проблемы законодательного обеспечения / С.В. Нарут-то, А.В. Никитина // Журнал конституционного правосудия. 2022. № 3. С. 12–17.

Остальные статьи