Федеральные территории в территориальном устройстве России: проблемы конституционного статуирования
Аннотация
Статья посвящена исследованию места федеральных территорий в территориальном устройстве России. Автор, анализируя историю возникновения федеральных территорий в Конституции России и проводя сравнительный анализ с созданием федеральных территорий в ведущих зарубежных федерациях, приходит к выводу о несоответствии целей создания ФТ «Сириус» мировой практике. Такими целями, как правило, выступают установление особенностей управления в связи с необходимостью учета культуры аборигенов (Канада), трудности управления отдаленными островами с целью сохранения их экологии (Австралия, Венесуэла), исторические особенности присоединения территорий и геостратегические цели применительно к островным территориям (США, Малайзия, Бразилия) и колониальные особенности территорий (Индия). В статье отмечается, что в России выраженной потребности в создании федеральных территорий не имеется, а трансформация образовательного центра «Сириус» в федеральную территорию никак не связана с решением важных государственных задач. Несмотря на это, автор полагает возможным формирование федеральных территорий в России после пересмотра Конституции и дополнения ст. 5 и ст. 67 соответствующими поправками и принятия общего (рамочного) федерального закона о статусе федеральных территорий, учитывающего волеизъявление жителей и согласие органов власти того субъекта, где предполагается создание федеральной территории.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Конституционное и муниципальное право № 08/2025 |
| Страницы | 37-46 |
| DOI | 10.18572/1812-3767-2025-8-37-46 |
Поправками к Конституции 2020 г. был введен новый для российской конституционно-правовой практики институт — федеральные территории. Они согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 67) могут быть созданы в соответствии с федеральным законом. Названные территории являются в настоящее время уникальным типом территориального образования, не имевшим аналогов в территориальном устройстве России.
Возможность и целесообразность создания в нашей стране федеральных территорий начала обсуждаться российскими конституционалистами довольно давно. Но лишь в 2020 г. председатель Тульской областной думы С.А. Харитонов высказал предложение о создании новых территориальных единиц якобы в целях обеспечения особого порядка управления некоторыми территориями, обеспечения безопасности и экологической целостности. Сенатор А.А. Клишас обосновал необходимость создания федеральных территорий тем, что особый режим якобы необходим для соблюдения повышенных требований к обеспечению безопасности, защите и охране окружающей среды (например, озера Байкал, Кавказских Минеральных Вод) или же к созданию условий по повышению инвестиционной привлекательности.
В конституционной доктрине было высказано мнение, что речь при создании федеральных территорий может идти в том числе о местах дислокации военных баз, полярных станций, некоторых пограничных территорий, ненаселенных участков земли, новых территорий по «заморскому» типу и др. Другие авторы предлагали создать федеральную территорию в границах Арктической зоны «для поддержания малочисленных этнических общностей в местах их компактного проживания, сохранения традиционного уклада жизни и среды обитания».
Как же определяют федеральные территории в качестве территориальных единиц в российской доктрине? Так, И.В. Ирхин полагает, что это «внутригосударственные образования, находящиеся в отличие от других территорий под непосредственным управлением со стороны центральных властей». А С.В. Праскова под данным видом территории понимает часть Федерации, не являющуюся субъектом, но имеющую некоторую степень самоуправления. По мнению А.Ю. Сибилевой, федеральную территорию предлагается рассматривать как «территорию, не входящую в состав субъекта Федерации, а находящуюся в непосредственном управлении федеральных органов власти».
В российской юридической науке не существует единства терминологии по отношению к таким территориальным частям федеративного государства. Одни авторы все такие территории называют федеральными территориями, а другие дополнительно выделяют федеральные округа и иные федеральные территории, в иных случаях термином «федеральные территории» обозначается лишь одна разновидность «несубъектов», а обобщающий термин к ним не применяется.
