Возраст гражданина Российской Федерации как избирательный ценз
Аннотация
В статье рассматривается возрастной избирательный ценз как правовой инструмент регулирования избирательного процесса Российской Федерации. Проанализированы действующие возрастные пороги для реализации активного и пассивного избирательного права, выявлены исключения из общего порядка. Особое внимание уделено современным законодательным инициативам о снижении возраста получения активного избирательного права до 16 лет. Приводится обзор зарубежной практики, в том числе стран, допускающих участие несовершеннолетних граждан в выборах. Обоснована необходимость комплексного подхода к оценке последствий изменения возрастного ценза с учетом правовой, политической и социокультурной специфики.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 08/2025 |
Страницы | 29-32 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2025-8-29-32 |
В условиях демократического государства вопросы реализации и защиты избирательных прав граждан приобретают особую значимость, поскольку именно посредством участия в выборах выражается непосредственное волеизъявление народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. Установленные законом условия осуществления активного и пассивного избирательного права (избирательные цензы) играют определяющую роль в обеспечении баланса между принципом всеобщего избирательного права и необходимостью надлежащей правовой регламентации избирательного процесса. Кроме того, «на сегодняшний день цифровые технологии стремительно и глубоко проникают во все сферы жизни человека, в том числе и в процедуру выборов», в связи с чем возрастает значимость переосмысления действующих избирательных цензов, в частности возрастного, поскольку цифровизация способствует вовлечению в него новых социальных групп, прежде всего молодежи.
Возраст, по достижении которого гражданин приобретает соответствующий объем избирательной правоспособности, является одним из наиболее универсальных и применимых цензов. Возрастной ценз обеспечивает связь между политической зрелостью и способностью гражданина к сознательному участию в выборах, что является предметом научной дискуссии и законодательных инициатив, в частности — предложения о снижении возрастного порога активного избирательного права до 16 лет.
Цель настоящего исследования: комплексное рассмотрение возраста как избирательного ценза, выявление его особенностей в контексте действующего российского законодательства и зарубежного опыта, а также формулирование выводов о целесообразности возможных преобразований в данной сфере.
Граждане Российской Федерации обладают активным и пассивным избирательным правом (ст. 32 Конституции РФ), а отраслевое законодательство конкретизирует условия приобретения прав избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, основным из которых является возраст. Так, по достижении 18 лет на день голосования гражданин вправе избирать, избираться в качестве депутата представительного органа муниципального образования, участвовать в референдуме, включаться в иные избирательные действия и подготовку референдума (ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 67-ФЗ)).
В зависимости от уровня должности, на которую претендует гражданин, возраст приобретения пассивного избирательного права в соответствии с Конституцией РФ, федеральным и региональным законодательством подразделяется: на 35 лет (для поста Президента Российской Федерации); 30 лет (для должности высшего должностного лица субъекта РФ); 21 год (для депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации); 18 лет (для депутата представительного органа муниципального образования).