Подходы к разработке федерального закона о стратегическом управлении социально-экономическим развитием
Аннотация
Статья завершает серию публикаций, посвященных конституционно-правовым аспектам стратегического управления социально-экономическим развитием государства. Делается акцент на некоторых положениях, требующих учета при разработке проекта соответствующего федерального закона. Отмечается важность сочетания императивного метода регулирования в отношении органов публичной власти и диспозитивного и рекомендательного в отношении субъектов частного сектора; закрепления баланса между обеспечением в процессе стратегического управления взаимодействия государства и местного самоуправления и сохранения конституционно установленной самостоятельности последнего; взаимного увязывания документов стратегического планирования с бюджетным и иным ресурсно-финансовым обеспечением.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 08/2025 |
Страницы | 9-13 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2025-8-9-13 |
Статья завершает серию публикаций, посвященных конституционно-правовым аспектам стратегического управления социально-экономическим развитием государства. По результатам исследования было получено свидетельство о депонировании «Концепции законодательного регулирования в области стратегического управления в Российской Федерации». В данной же статье делается акцент на некоторых положениях, представляющихся важными при разработке проекта федерального закона «О стратегическом управлении социально-экономическим развитием в Российской Федерации» (далее — Законопроект).
Основная цель Законопроекта — установление системного правового регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении стратегического управления и его ресурсно-финансового обеспечения, а его положения направлены на реализацию норм Конституции РФ, провозглашающих Россию социальным государством (ст. 7), устанавливающих конституционно-значимые цели, включая обеспечение безопасности государства (ч. 3 ст. 55; в данном случае речь идет об экономической безопасности), экономический рост, повышение благосостояние граждан (ст. 75.1) и др. Акт является логическим продолжением Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О стратегическом планировании в РФ») и призван создать основу для реализации принимаемых в соответствии с ним документов стратегического планирования. Также он должен стать связующим звеном между законодательством о стратегическом планировании и бюджетным законодательством (шире — финансовым законодательством и законодательством об управлении государственной и муниципальной собственностью).
С одной стороны, принятие Федерального закона «О стратегическом планировании в РФ» было важным как для легитимации самой идеи планирования (отвергавшейся в постсоветский период как якобы несовместимой с рынком, притом что оно присутствует в развитых странах с рыночной экономикой и даже упоминается в конституциях), так и для принятия соответствующих документов. С другой — практика его применения показала во многом формальный характер реализации: документы стратегического планирования зачастую не согласованы между собой, недостаточно ресурсно и финансово обеспечены; компетенция и ответственность разных уровней публичной власти и разных органов в рамках одного уровня нечетко разграничены, а ряд субъектов недостаточно вовлечены в реализацию соответствующих документов. Предлагаемый к разработке Законопроект призван сформировать законодательную основу для более четкого выстраивания иерархии документов стратегического планирования и обеспечивающего их реализацию ресурсами бюджетного и иного законодательства; координации деятельности различных органов публичной власти всех уровней, а также субъектов корпоративного сектора.
Предмет регулирования — общественные отношения, возникающие при реализации документов стратегического планирования и их ресурсно-финансовом обеспечении. Возможна более широкая формулировка предмета, включающая не только этап реализации документов стратегического планирования, но и их разработки, согласования, утверждения и увязывания с ними бюджетных и — шире — финансово-правовых актов. С одной стороны, второй вариант более предпочтительный, но с другой — возникает пересечение с предметом регулирования уже действующего Федерального закона «О стратегическом планировании в РФ» и Бюджетного кодекса РФ.
Реализация документов стратегического планирования требует особого правового регулирования, сочетающего, с одной стороны, императивный метод регулирования (в отношении органов и должностных лиц публичной власти и иных государственных и муниципальных органов и учреждений, в том числе с особым статусом, таких как, например, Центральный Банк), в частности, устанавливающий пределы властных полномочий и возможности произвольного вмешательства со стороны указанных выше органов в экономическую деятельность частных субъектов, а с другой стороны, диспозитивный метод, а также рекомендательный метод (метод «мягкого права») — в отношении субъектов частного сектора. Особенно тонкое сочетание императивного и диспозитивного методов регулирования требуется в отношении тех субъектов корпоративного сектора, где у государства имеются особые права и возможности (государственные корпорации; государственные компании; государственные и муниципальные унитарные предприятия; юридические лица с доминирующим участием Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований; естественные монополии и иные субъекты, деятельность которых в «повышенной степени» регулируется и контролируется государством).