Дата публикации: 28.08.2025

Право на цифровой образ

Аннотация

Определены основные параметры правовой модели субъективного права на цифровой образ, обеспечивающего реализацию правового статуса лица посредством использования цифровых информационных систем. Предложен подход к дифференциации содержания данного права по критерию функционального назначения информационных систем. Применительно к механизму реализации права на цифровой образ выявлен потенциал применения биометрических данных для совершения в информационной системе юридических действий, позволяющий с большей эффективностью решать задачу обеспечения стабильности основанного на платформенных решениях имущественного оборота.




Применение цифровых технологий оказывает влияние на все без исключения элементы механизма действия права. Глобальная информатизация общественных процессов стала предпосылкой формирования цифровой социальной среды, обусловив тем самым потребность в обеспечивающих ее функционирование новых юридических сущностях, уровни научного осмысления которых в современной правовой доктрине существенно разнятся. Между тем существующий уровень правового регулирования и выявляемые правоприменительной практикой проблемы позволяют утверждать о формировании условий для перехода от исследования отраслевых аспектов осуществления субъективных прав с использованием цифровых информационных систем к системному построению общеправовой концепции цифровой личности.

Цифровая личность понимается нами как обеспечиваемая программными средствами виртуальная модель субъекта права, которая предназначена для реализации его правового статуса в цифровой среде, основанной на взаимодействии множества информационных систем. Данная модель должна позволять с определенной степенью достоверности индивидуализировать отражаемого ею субъекта права. Эта задача решается через идентификацию и аутентификацию лица в информационной системе посредством ряда индивидуализирующих его параметров. При определении подходов к определению и нормативному закреплению таких параметров необходимо принимать во внимание следующее.

Современная цифровая среда многообразна и представлена информационными системами, предназначенными для удовлетворения различных социальных интересов. Так, официальные информационные системы (государственные информационные системы и т.п.) обеспечивают потребности публичного управления и осуществление субъективных прав граждан во взаимоотношениях с органами власти. Экономические информационные системы (торговые агрегаторы, цифровые экосистемы, инвестиционные платформы и т.п.) применяются для повышения эффективности бизнес-проектов путем выстраивания оптимальных систем осуществления субъектами корпоративных прав и удовлетворения имущественных интересов. Первые и вторые предназначены для непосредственного осуществления юридических полномочий и/или субъективных прав, а потому должны ясно и определенно «раскрывать» образ субъекта через юридически значимые для этого характеристики. Для каждой из таких систем важно обеспечить достоверность образующих цифровой образ субъекта сведений, которые релевантны для функционирования системы и для ее участников, как то: характеристика субъекта с точки зрения его правового статуса (имя, возраст, право- и дееспособность, наличие лицензий или иных разрешений), с точки зрения качеств (деловых, репутационных и т.п.) участника определенного вида экономической деятельности. Интерес в достоверности цифрового образа обнаруживается у всех субъектов, связанных с функционированием такой информационной системы, что должно быть отражено в правовом режиме образующих цифровой образ сведений, в основу которого должны быть положены два правовых элемента: субъективное право субъекта на цифровой образ и презумпция добросовестности лица, полагавшегося на раскрытые посредством такого образа сведения при совершении юридических действий.

В основе конструкции права субъекта на цифровой образ лежат требования достоверности и целевой достаточности, традиционно выделяемые в литературе в качестве принципов персональных данных.

В основе добросовестности лица, полагавшегося на раскрытые посредством цифрового образа сведения при совершении юридических действий, лежит доктрина разумных ожиданий. Присущий «опубличенным» информационным массивам принцип публичной достоверности традиционно выводится через свойство гласности (открытости и общедоступности) сведений, однако здесь важна следующая оговорка: правовые режимы информационных систем должны обеспечивать достоверность содержащихся в них сведений (это вытекает из существа понятия собственно достоверности) ex ante, а равно предоставлять возможность ex post контроля для устранения выявленной недостоверности как инициативно оператором информационной системы, так и по требованиям носителя сведений и иных заинтересованных лиц, в том числе в судебном порядке.

Список литературы

1. Бачило И.Л. Важный шаг в регулировании информационных прав граждан / И.Л. Бачило // Законы России: опыт, анализ, практика. 2006. № 11.
2. Ванин В.В. Правовые риски при применении цифрового профилирования в банковской сфере / В.В. Ванин, О.В. Шмалий // Банковское право. 2025. № 3. С. 58–65.
3. Петров Д.А. Принцип гласности ведения дел и принцип публичной достоверности реестра в саморегулировании / Д.А. Петров // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2014. № 3. С. 89–95.
4. Савельев А.И. Электронная коммерция в России и за рубежом: правовое регулирование / А.И. Савельев. 3-е изд., перераб. и доп. Москва : Статут, 2020. 920 с.

Остальные статьи