Дата публикации: 28.08.2025

Цифровой государственный киберсуверенитет: понятие, сущность и пределы реализации

Аннотация

В статье предложена точка зрения на дискуссионную тему о демаркации границ государства в киберпространстве, показана разница в содержании понятий «цифровой суверенитет» (State Digital Sovereignty) и «суверенитет в киберпространстве» (Cyberspace Sovereignty), предложена авторская дефиниция «цифровой государственный киберсуверенитет» (Digital State Cyber Sovereignty), раскрыто содержание полемики по вопросу национального сегментирования киберпространства и причины отрицания государственного цифрового суверенитета и демаркации границ в виртуальном пространстве.




Проблема демаркации границ регулирования отношений в киберпространстве заключается в сложности определения территориальных, юридических и технических рамок применимости правовых норм в условиях глобального характера цифровых технологий и отсутствия четких физических границ в виртуальном пространстве. Она остается центральной в современной юриспруденции из-за уникальных особенностей цифровой среды. Это не просто теоретическая проблема, а практический вопрос, который имеет важное прикладное значение для развития цифровой экономики, защиты прав человека, обеспечения безопасности, а также решения вопросов судебно-правового характера в случаях возникновения споров, проведения следственных действий и иных.

В статье «Территориальный аспект юрисдикции и суверенитета государства в киберпространстве» Л.В. Терентьева обозначила проблему существования территориальной концепции суверенитета и юрисдикции в киберпространстве. Автор выделила два дискуссионных направления, первое касается определения границ государственного влияния в киберпространстве или суверенитета, второе — установления национальной юрисдикции в этом секторе. В отечественной и зарубежной научной литературе данные вопросы находятся в стадии обсуждения, что позволяет сделать вывод об отсутствии единого подхода к их толкованию и актуальности.

Необходимо уточнить, что границы государственного влияния в реальном мире, как правило, определяются рамками, установленными самим государством и международными договорами. При этом имеются географические ориентиры, позволяющие фиксировать четкую демаркационную линию, способствующую идентификации конкретных границ, в которых действует правовая система данного государства.

Иная ситуация в киберпространстве, где нет физических ориентиров, к которым можно было бы привязать границы государства, так как все виртуально и подвижно. Естественно, в таких условиях можно рассуждать только о виртуальных границах и виртуальном правовом пространстве, в рамках которого государство способно объявлять свой суверенитет, свою юрисдикцию и регулировать отношения.

Принимая данную логику за основу дальнейших рассуждений, нужно констатировать, что границы правового регулирования отношений государства определяются государственным цифровым суверенитетом (State Digital Sovereignty) и суверенитетом в киберпространстве (Cyberspace Sovereignty). Это близкие по значению, но не тождественные понятия.

Список литературы

1. Абделькарим Я.А. Демаркация киберпространства: политико-правовые последствия применения концепции национальных интересов суверенных государств / Я.А. Абделькарим // Journal of Digital Technologies and Law. 2024. Т. 2. № 2. С. 262–285.
2. Дмитриева Н.И. Суверенитет киберпространства как национальный суверенитет / Н.И. Дмитриева, Ц. Дун // Вопросы политологии. 2022. Т. 12. № 5 (81). С. 1569–1580.
3. Капустин А.Я. Суверенитет государства в киберпространстве: международно-правовое измерение / А.Я. Капустин // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2022. Т. 18. № 6. С. 103–108.
4. Терентьева Л.В. Территориальный аспект юрисдикции и суверенитета государства в киберпространстве / Л.В. Терентьева // Lex Russica (Русский закон). 2019. № 4 (149). С. 139–150.
5. Чердаков О.И. Теоретико-правовая интерпретация юрисдикции в киберпространстве в зарубежных исследованиях / О.И. Чердаков, С.Б. Куликов // История государства и права. 2024. № 3. С. 64–69.
6. Choucri, N. Who Controls Cyberspace? / N. Choucri, D.D. Clark // Bulletin of the Atomic Scientists. 2013. Vol. 69. Iss. 5. P. 21–31.
7. Fang, B. Cyberspace Sovereignty: Reflections on Building a Community of Common Future in Cyberspace / B. Fang. Singapore : Science Press and Springer Nature, 2018. 482 p. URL: <a href="https://doi.org/10.1007/978-981-13-0320-3" target="_blank">https://doi.org/10.1007/978-981-13-0320-3</a>
8. Wang, P. Principle of Interest Politics: Logic of Political Life from China’s Perspective / P. Wang. Singapore : Peking University Press ; Springer, 2022. 540 p. URL: <a href="https://doi.org/10.1007/978-981-19-3963-1" target="_blank">https://doi.org/10.1007/978-981-19-3963-1</a>

Остальные статьи