Дата публикации: 11.09.2025

Роль судебной власти в разрешении публично-правовых споров: некоторые проблемы

Аннотация

В статье анализируются некоторые проблемы, связанные с определением роли суда при разрешении споров, возникающих из публичных правоотношений. Рассматриваемые проблемы анализируются сквозь призму соотношения судебного активизма и принципа судебного самоограничения. Автор приходит к выводу, что суды не должны подменять собой органы публичной власти при принятии решения в случае обжалования актов и/или действий последних. В то же время в некоторых случаях активность суда при разрешении соответствующих дел должна возрастать. В частности, речь идет о муниципальных правоотношениях в контексте реализованной муниципальной реформы 2025 г., а также об избирательных правоотношениях, имеющих ряд особенностей.




Принятие в 2015 г. Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) стало важнейшим этапом развития административного процессуального законодательства и способствовало упорядочиванию различных аспектов, связанных с рассмотрением судами споров, возникающих из публичных правоотношений. По прошествии десяти лет с момента принятия КАС РФ накоплен большой опыт применения норм кодекса; его принятие, несомненно, является важнейшим шагом в развитии административной юстиции.

Вместе с тем по-прежнему остаются вопросы, касающиеся роли суда в разрешении споров из публичных правоотношений. Важную роль в понимании этого вопроса сыграли судебные акты Конституционного Суда Российской Федерации (далее – Конституционный Суд), Верховного Суда Российской Федерации (далее – Верховный Суд).

Например, Конституционный Суд и Верховный Суд весьма последовательно формулируют позицию о том, что на суды не должны возлагаться функции иных органов публичной власти. Иными словами, суды не должны подменять собой законодательные, представительные, исполнительные органы. Имеется в виду так называемый принцип судебного самоограничения, когда суд воздерживается от вмешательства в деятельность органов иных ветвей власти.

В свою очередь, принцип судебного самоограничения является во многом противоположным такому явлению, как судебный активизм, которое в научной литературе нередко рассматривают как явление неизбежное как минимум в отношении международных судов. Судебный активизм, среди прочего, предполагает, что суды, принимая соответствующие решения, могут (по мнению некоторых авторов – должны) ориентироваться на динамику представлений о нравственности, морали и иных аспектов социального, экономического, политического развития общества. Как правило, судебный активизм предполагает определенное, не всегда значительное и явное, вмешательство судебной власти в деятельность иных органов публичной власти, но зачастую проявляется и в конкретизации права. В качестве судебного активизма уместно рассматривать и толкование contra legem.

Одной из основных проблем видится достижение баланса между судебным активизмом и судебным самоограничением. На целесообразность их применения в конкретном деле, помимо непосредственно обстоятельств дела, могут влиять характер правоотношений, достаточность правового регулирования в различных сферах, динамика развития соответствующих правоотношений, наличие устоявшихся подходов в правоприменительной практике и иные факторы.

Список литературы

1. Аллахвердиев И.Г. Сбалансированная модель толкования contralegem: попытка обоснования / И.Г. Аллахвердиев // Право и политика. 2021. № 12. С. 69–88. DOI: 10.7256/2454-0706.2021.12.36659
2. Брикульский И.А. Будь реалистом, требуй невозможного: проблемы применения компенсаторных механизмов конституционного правосудия / И.А. Брикульский // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2025. № 1. С. 114–135.
3. Исполинов А. Судебный активизм и судебное нормотворчество Суда Европейского Союза / А. Исполинов // Международное правосудие. 2016. № 1 (17). С.81–94.
4. Конституционный суд России: осмысление опыта : монография / А.Н. Медушевский, Е.В. Гриценко, И.П. Кененова [и др.] ; под общей редакцией А.Н. Медушевского. Москва : Центр конституционных исследований, 2022. 652 с.
5. Курындин П.А. Судебная проверка законности административных актов: французский подход / П.А. Курындин // Журнал российского права. 2022. № 5. С. 79–91.
6. Лазарев В.В. Судебный активизм в формировании правового пространства / В.В. Лазарев // Журнал российского права. 2021. Т. 25. № 9. С. 5–17. DOI: 10.12737/jrl.2021.107
7. Нам К.В. История развития принципа добросовестности (Treu und Glauben) в период с 1900 по 1945 г. / К.В. Нам // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2018. № 6. С. 63–97.
8. Соловей Ю.П. Развитие правовых позиций Пленума Верховного Суда Российской Федерации о судебной проверке законности реализации административного усмотрения / Ю.П. Соловей // Сибирское юридическое обозрение. 2024. № 4. С. 533–560.
9. Dworkin R. Taking Rights Seriously / R. Dworkin. Cambridge : Harvard University Press, 1977. 392 p.

Остальные статьи