Как изменится взаимодействие следователя и суда при следственных судьях
Аннотация
Используя метод теоретического моделирования, автор прогнозирует преимущества и недостатки всех возможных способов имплементации института следственных судей в уголовный процесс России с точки зрения эффективности взаимодействия следователя и суда.
Тип | Статья |
Издание | Российский судья № 09/2025 |
Страницы | 32-37 |
DOI | 10.18572/1812-3791-2025-9-32-37 |
Российские ученые-процессуалисты выносят на обсуждение научного сообщества новые подходы к совершенствованию уголовного судопроизводства. Особенно настойчиво звучат предложения по имплементации в уголовный процесс России института следственных судей. Такое нововведение, если оно будет предпринято, существенно изменит структуру взаимодействия следователя, прокурора и суда.
Так, в 2013–2015 гг. было подготовлено два проекта создания института следственных судей. Первый, более умеренный, предполагающий учреждение должности следственного судьи и наделение его полномочиями по осуществлению судебного контроля, представил Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин.
Второй, более радикальный проект, предложил советник Конституционного Суда РФ А.В. Смирнов, планировав ввести должности следственных судей в региональных судах с полномочиями по рассмотрению ходатайств следователя, контролю за процессуальными решениями и депонированию доказательств. Проект, разработанный А.В. Смирновым, обсуждался в 2015 г. и получил поддержку Т.Г. Морщаковой, профессора Н.Н. Ковтуна, но встретил критику со стороны научной школы процессуалистов МГУ имени М.В. Ломоносова (Л.В. Головко) и Московской академии Следственного комитета Российской Федерации (А.М. Багмет, Ю.П. Боруленков и Ю.А. Цветков). На тот момент дискуссия завершилась «ничьей».
В 2018 г. Председатель Верховного Суда РФ В.М. Лебедев предложил вернуться к этому вопросу и учредить институт следственного судьи для усиления контроля за процессуальными решениями органов следствия и дознания. Проект предусматривал создание должности специализированного судьи районного уровня с полномочиями по рассмотрению ходатайств, избранию мер пресечения и разрешению жалоб, но инициатива не получила дальнейшего развития.
Обобщение представленных предложений позволяет систематизировать их в четыре концептуальные модели, каждая из которых характеризуется собственной спецификой и особенностями реализации (рис. 1).