Дата публикации: 11.09.2025

Публичный порядок для целей исполнения (отмены) решений третейских судов как конституционно-правовое понятие: постановка проблемы

Аннотация

В настоящей статье проанализировано понятие «публичный порядок» как конституционно-правовая категория для определения пределов полномочий арбитра. Такая оценка связана с вопросом исполнения или отмены решений арбитражных трибуналов. В частности, изучена судебная практика российских судов, которая определяет понятие «публичный порядок» через конституционно-правовую категорию «фундаментальные правовые начала (принципы)», что подтверждает тезис по конституционализации отраслевых норм, в том числе норм о публичном порядке. В свою очередь, категория «фундаментальные правовые начала (принципы)» формулируется различным образом, что подтверждает изменчивость данной категории и необходимость в изучении ее содержания. Также автор подтверждает тезис о возможности определения понятия «публичный порядок» через категорию «фундаментальные начала (принципы) российского права». Так, использование понятия «публичный порядок» способствует сближению российского права с международными стандартами и уточнению целей нормы о публичном порядке. Тем самым законодатель указывает на фундаментальность нарушений (в свете конституционноправового характера), являющихся основаниями для отмены арбитражного решения/отказа в приведении его в исполнение. Однако в доктрине в меньшей степени рассмотрены конституционные принципы, на основании которых могут быть выделены фундаментальные правовые начала (принципы), а также исследования по их сравнению с международными стандартами толкования публичного порядка.




Определение публичного порядка (используемое для целей исполнения/отмены решений третейских судов) через конституционно-правовую категорию «фундаментальные правовые начала (принципы), которые обладают высшей императивностью, универсальностью, особой общественной и публичной значимостью, составляют основу построения экономической, политической, правовой системы Российской Федерации» фактически обозначило границы полномочий арбитра.

Это объясняется тем, что содержание (пределы) понятия «публичный порядок» позволяет обозначить пределы судебной оценки на предмет допустимости реализации полномочий арбитра. Как следствие, судебная оценка полномочий арбитра влияет на возможность приведения в исполнение решений арбитража.

На практике разъяснение Верховного Суда РФ не позволило в полной мере достичь необходимого эффекта для обеспечения законности и правопорядка.

На наш взгляд, причины кроются в двух обстоятельствах.

Во-первых, формулирование публичного порядка через достаточно неопределенную конституционно-правовую категорию «фундаментальные правовые начала (принципы)» порождает множество вопросов. Во-вторых, относительно общий характер определения публичного порядка стал причиной к появлению тенденции расширительного толкования публичного порядка.

Список литературы

1. Богданова Н.А. Надконституционность и наднормативность в системе характеристик конституции / Н.А. Богданова // Конституция как символ эпохи. В 2 томах. Т. 1 / под редакцией С.А. Авакьяна. Москва : Издательство МГУ, 2004. С. 42–45.
2. Витрук Н.В. Верность Конституции – основа прогрессивного развития современной России / Н.В. Витрук // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2008. № 8 (48). С. 23–29.
3. Воронов А.Ф. Принципы гражданского процесса: прошлое, настоящее, будущее / А.Ф. Воронов. Москва : Городец, 2009. 494 с.
4. Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики : развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации / Г.А. Гаджиев. Москва : Юристъ, 2004. 284 с.
5. Зорькин В.Д. Аксиологические аспекты Конституции России / В.Д. Зорькин // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. № 4. С. 7–20.
6. Крусс В.И. Конституционализация права : основы теории / В.И. Крусс. Москва : Норма : ИНФРА-М, 2016. 239 с.
7. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права / О.Е. Кутафин. Москва : Юристъ, 2001. 443 с.
8. Молчанов В.В. Противоречие публичному порядку Российской Федерации как основание для отмены решения третейского суда и отказа в выдаче исполнительного листа / В.В. Молчанов // Вестник гражданского процесса. 2021. Т. 11. № 5. С. 140–158.
9. Таева Н.Е. Нормы конституционного права : теоретические проблемы классификации / Н.Е. Таева // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 7. С. 24–29.
10. Шустров Д.Г. Иерархия конституционных ценностей / Д.Г. Шустров // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 6. С. 6–15.
11. Шустров Д.Г. Надконституционные нормы в конституционном праве / Д.Г. Шустров // Сравнительное конституционное обозрение. 2021. № 1. С. 100–127.
12. Шустров Д.Г. Пределы изменения конституции и конституционный контроль за их соблюдением : диссертация кандидата юридических наук / Д.Г. Шустров. Москва, 2021. 570 с.

Остальные статьи