Публичный порядок для целей исполнения (отмены) решений третейских судов как конституционно-правовое понятие: постановка проблемы
Аннотация
В настоящей статье проанализировано понятие «публичный порядок» как конституционно-правовая категория для определения пределов полномочий арбитра. Такая оценка связана с вопросом исполнения или отмены решений арбитражных трибуналов. В частности, изучена судебная практика российских судов, которая определяет понятие «публичный порядок» через конституционно-правовую категорию «фундаментальные правовые начала (принципы)», что подтверждает тезис по конституционализации отраслевых норм, в том числе норм о публичном порядке. В свою очередь, категория «фундаментальные правовые начала (принципы)» формулируется различным образом, что подтверждает изменчивость данной категории и необходимость в изучении ее содержания. Также автор подтверждает тезис о возможности определения понятия «публичный порядок» через категорию «фундаментальные начала (принципы) российского права». Так, использование понятия «публичный порядок» способствует сближению российского права с международными стандартами и уточнению целей нормы о публичном порядке. Тем самым законодатель указывает на фундаментальность нарушений (в свете конституционноправового характера), являющихся основаниями для отмены арбитражного решения/отказа в приведении его в исполнение. Однако в доктрине в меньшей степени рассмотрены конституционные принципы, на основании которых могут быть выделены фундаментальные правовые начала (принципы), а также исследования по их сравнению с международными стандартами толкования публичного порядка.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский судья № 09/2025 |
Страницы | 8-12 |
DOI | 10.18572/1812-3791-2025-9-8-12 |
Определение публичного порядка (используемое для целей исполнения/отмены решений третейских судов) через конституционно-правовую категорию «фундаментальные правовые начала (принципы), которые обладают высшей императивностью, универсальностью, особой общественной и публичной значимостью, составляют основу построения экономической, политической, правовой системы Российской Федерации» фактически обозначило границы полномочий арбитра.
Это объясняется тем, что содержание (пределы) понятия «публичный порядок» позволяет обозначить пределы судебной оценки на предмет допустимости реализации полномочий арбитра. Как следствие, судебная оценка полномочий арбитра влияет на возможность приведения в исполнение решений арбитража.
На практике разъяснение Верховного Суда РФ не позволило в полной мере достичь необходимого эффекта для обеспечения законности и правопорядка.
На наш взгляд, причины кроются в двух обстоятельствах.
Во-первых, формулирование публичного порядка через достаточно неопределенную конституционно-правовую категорию «фундаментальные правовые начала (принципы)» порождает множество вопросов. Во-вторых, относительно общий характер определения публичного порядка стал причиной к появлению тенденции расширительного толкования публичного порядка.