Принцип справедливости как основа регулирования законодательства о банкротстве
Аннотация
В статье рассматривается понятие справедливости применительно к институту банкротства. Автором на основе теоретических правовых и общефилософских обобщений делается вывод о проявлениях в банкротстве дистрибутивной, коммутативной и даже ретрибутивной справедливости. Автор последовательно рассуждает, каким образом реализуется принцип справедливости в банкротстве, отдельно отмечая специфику банкротства граждан и юридических лиц. В заключение автор делает вывод о «живом» характере принципа, его развитии сообразно изменениям в обществе.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский судья № 09/2025 |
Страницы | 2-7 |
DOI | 10.18572/1812-3791-2025-9-2-7 |
В основу любого социально-экономического порядка закладывается представление о справедливости. Категория справедливости, имеющая духовно-нравственное начало, выступает базовым императивом в общественных отношениях. Актуальным и значимым вопросом для российского общества является вопрос реализации справедливости в условиях рыночной экономики.
Мыслители разных эпох, стран и направлений пытались определить сущность справедливости. В юридической литературе феномену справедливости посвящено большое количество работ. Она рассматривается в философском, религиозном, психологическом, политологическом, правовом и других ракурсах.
В российской системе права справедливость традиционно воспринимается как свойство, воплощенная в праве идея, а также как норма-принцип. М.В. Пресняков отмечает, что справедливость как качество или свойство права тяготеет именно к общей справедливости, происходит соотнесение результата ее действия с системой интерсубъективных ценностей, принятых в конкретном обществе и в конкретный исторический период. Справедливость в качестве принципа права имеет более конкретное содержание, поскольку выражает деятельностное начало данной категории. В этом смысле принцип права (в отличие от свойства или качества) предполагает его практическое применение .
Разделяя в целом позицию автора, следует заметить, что понимание справедливости во многом зависит от концепции правопонимания в целом. Представители психологической школы права Л.И. Петражицкий, М.А. Рейснер транслировали идеи о справедливости как учении об интуитивном праве. По мнению Л.И. Петражицкого, справедливость отличается индивидуальной изменчивостью по содержанию, обладает большей способностью приспосабливаться к конкретным обстоятельствам, чем позитивное право; развивается постепенно и незаметно; сознание справедливости оказывает давление на толкование, применение и научную разработку позитивного права. М.А. Рейснер, развивая идеи Л.И. Петражицкого, отмечал, что справедливость становится за спиной распределяющего права и независимо от той или иной положительной нормировки решает вопрос о том, кому и сколько «по совести», «по правде» надлежит.
В социалистическом обществе господствующим являлось марксистско-ленинское учение о справедливости. В оценке советских граждан, государственных учреждений и общественных организаций, как отмечал Е.М. Орач, справедливой являлась такая деятельность и такие поступки, которые осуществлялись на основании точного и повсеместного выполнения советских законов и требований норм коммунистической нравственности.