«Верный курс на любовь к Родине»: публикации «Журнала Московской патриархии» как отражение неформальных правил и практик советского регулирования государственно-церковных отношений (1943–1956 гг.)
Аннотация
В статье анализируются публикации «Журнала Московской патриархии» в период 1940– 1950-х годов. Журнал имеет особое значение для историков права и религиоведов, позволяя увидеть особенности государственно-религиозного взаимодействия в этот период и реалии советской церковной жизни. Изучение этого единственного в СССР официального церковного периодического издания закладывает основу для изучения целого спектра вопросов, связанных с государственным регулированием сферы религии. Рассматривая роль неформальных правил и практик в регулировании государственно-религиозных отношений в Советском Союзе, автор опирается на положения неоинституциональной теории социально-экономического развития Дугласа Норта. Публикации журнала не только отражают государственные нарративы, сформировавшие особый «советский» язык церковной прессы, но в ряде случаев могут указывать на скрытые неформальные правила и практики, характерные для государственно-религиозных отношений этого периода.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 09/2025 |
Страницы | 43-50 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2025-9-43-50 |
Публикации «Журнала Московской патриархии» (далее – ЖМП) – единственного официального печатного периодического издания Русской православной церкви (далее – РПЦ, Церковь) на протяжении советского периода – имеют особое значение для историков государственно-религиозных отношений в СССР, историков права и религиоведов. Их внимательное критическое прочтение, основанное на понимании особенностей государственно-религиозного взаимодействия в этот период, возможность увидеть реалии советской церковной жизни за немногословным описанием официальных мероприятий и торжественными речами закладывают основу для изучения целого спектра вопросов, связанных с государственным регулированием сферы религии.
В настоящей статье рассмотрен период с 1943 г., когда после длительного перерыва И. Сталин разрешил РПЦ вновь издавать официальный периодический журнал, до 1956 г. – как условной границы, связанной с трансформацией советской внутренней политики после ХХ съезда КПСС и новым этапом борьбы с религией в СССР.
С одной стороны, редакция ЖМП, безусловно, осуществляла самую жесткую самоцензуру, без которой публиковать журнал было бы невозможно. С другой стороны, воспоминания сотрудников Московской патриархии показывают, что церковные иерархи научились добиваться от советской власти своих целей, не выражая при этом открыто своего протеста или неприязни.
Количество источниковедческих работ, посвященных журналу, не так велико. Тем более совсем немногие работы заглядывают за «парадный фасад» ЖМП и анализируют, как в этом издании отражались правоприменительная практика советского законодательства, политические события, формальные и неформальные правила и практики государственно-религиозных отношений.
Наиболее представлены работы, описывающие на примере публикаций ЖМП конкретную историческую или историко-правовую проблематику. Как правило, это работы православных историков, подход которых конфессионально окрашен и часто описателен, а «острые углы», в основном, сглажены (впрочем, это объясняется практическими задачами таких текстов).