Специфика церковного суда в Смоленске во второй половине XII – начале XIII в. (к проблеме участия князя и бояр в церковном суде)
Аннотация
Принято считать, что каноническое пространство в домонгольской Руси обладало полным единством. Однако исследования последних лет все более убеждают в том, что ситуация была сложнее. Канонические нормы и практики в ряде случаев были обусловлены местными традициями, развивавшимися в контексте городского права отдельных земель. Одним из таких аспектов является участие князя в церковных судах. Канонические нормы Византии не предполагали возможности участия в церковных судах правителей. Однако на Руси (подобно тому, как это имело место и в Западной Европе) уже на заре древнерусской государственности можно встретить примеры участия князей в подобных судах. Примером этого может служить суд над Авраамием Смоленским. В рамках представленной статьи предпринята попытка осмыслить феномен участия князя не в сместном, а именно в церковном суде.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 09/2025 |
Страницы | 18-24 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2025-9-18-24 |
Притом, что тема совместных (совместных с князем) церковных судов на Руси представляется вполне изученной, некоторые аспекты этих процессов применительно к домонгольскому периоду российской истории едва ли можно считать вполне разрешнными. Это объясняется тем, что корпус письменных источников, способных пролить свет, в том числе на эти суды, крайне мал, представлен преимущественно княжескими уставами Церкви и сравнительно небольшим комплексом канонических памятников, включая Номоканоны. Если же коснуться того, как изложенные в этих текстах нормы и процедуры применялись на практике в условиях XI – начала XIII вв., то сказать что-либо определенное крайне сложно.
В последние годы российскими исследователями проделана значительная работа как по систематизации и осмыслению церковных судов, включая суды сместные, так и по изучению связанных с ними источников. При этом помимо крупных академических проектов, осуществленных ведущими специалистами в области исследования источников церковного права домонгольской Руси, прежде всего М.В. Корогодиной, Г. С. Баранковой, Е.В. Беляковой, В.В. Мильковым, Р.А. Симоновым и иными, появились и самостоятельные группы исследователей. Прежде всего, это касается начинаний, осуществленных в рамках проектов, реализуемых в Барсовском обществе Санкт-Петербургской духовной академии. Результаты проделанной работы продемонстрировали, что ситуация в данной области и сложнее, и одновременно не столь безысходна. Возникло понимание необходимости изучения истории церковных судов в контексте общей истории древнерусского права, как, например, это было сделано еще Н.С. Суворовым, А.С. Павловым и В.И. Сергеевичем. В отмеченном контексте заслуживают, например, внимания работы Ю.В. Оспенникова по истории Северо-Западной Руси и В. В. Бояринова по исследованию истории Смоленской епископии. Первый из них обратил внимание на феномен городского права. Следование логике автора и принятие во внимание того, что церковное право на Руси являлось неотъемлемой, естественной и глубоко инкорпорированной частью правого поля Руси, позволяет рассматривать целый ряд княжеских уставов Церкви и иных грамот, связанных с регламентацией христианской жизни, например, грамоты Новгорода, Пскова, Смоленска и Полоцка, в контексте городского права или права отдельных земель. Второй – В.В. Бояринов – акцентировал внимание на примечательной особенности церковного судопроизводства в Смоленске, заключающейся в участии князя в церковном суде.
Действительно, история суда над Авраамием Смоленским, отраженная в Житии преподобного, – ценнейший источник по истории церковных судов в Древней Руси. По сути, это единственное полное описание процедур и порядка проведения церковного суда в XI–XIII вв. на Руси. Уникальность названного памятника была отмечена Р. Пиккио, оценившим эту «документальную зарисовку» «атмосферы города» Смоленска. Однако в данном случае примечательно иное – участие князя в церковном суде и его поведение во время этого крайне шумного и жестокого процесса.
История внутригородского церковного конфликта хорошо известна. Местный монашествующий священник и проповедник за свою любовь к книгам, активное проповедничество, нарочитый аскетизм жизни и ревностное служение был обвинен в ереси. В итоге Авраамий был заточен и предстал перед публичным епископским судом, состоявшимся на дворе святительской резиденции. Слушания продлились два дня. Против инока были выдвинуты обвинения, предполагавшие наложение суровых и даже мучительных наказаний. Однако нашлись и защитники – священники ктиторских княжеских храмов Лазарь и Лука Прусин. Членами суда выступили епископ Игнатий, князь Мстислав Романович, находившийся там в окружении бояр, а также игумены. Судя по всему, обвинения оказались для князя неубедительными. В результате тот отказался от дальнейшего участия в процессе и демонстративно покинул собрание. В результате епископ был вынужден ограничиться малым, подвергнуть Игнатия заточению. Однако по прошествии некоторого времени из-за обрушившихся на город бедствий Игнатий пересмотрел дело и нашел обвинения неоправданными. Вскоре он сам торжественно явился к Авраамию, просил у того прощения и возвел на игуменство в собственный монастырь Положения риз Пресвятой Богородицы.