Дата публикации: 04.09.2025

Монастырь в жизни женщины в России в XIX – начале ХХ в.: наказание, убежище, спасение

Аннотация

В статье рассматриваются причины роста женского монашества в XIX в. в отечественной литературе, особенности наказания в монастыре для женщин по церковным и светским законам, отличия монастырской ссылки и монастырской тюрьмы в женских обителях. Отмечается, что женские монастыри в качестве мест заключения выполняли не только карательную функцию, но и являлись исправительными учреждениями, что предусматривало досрочное освобождение. Монастыри являлись убежищами для вдов и сирот, увечных и больных, а также для женщин, страдающих от домашнего насилия.




История православных монастырей, их роль в системе пенитенциарных учреждений России, целью которых являлась не только изоляция, но и исправление преступников, значение монастырей в миссионерской, благотворительной, культурно-просветительной деятельности приковывают внимание все большего числа современных исследователей. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» поддерживает участие религиозных организаций традиционных конфессий в сохранении духовных ценностей и борьбе с деструктивными течениями. Современный интерес к данной проблематике растет благодаря популярности монастырей и монашества у женщин, что подтверждается появлением таких понятий, как монастыринг, «духовный туризм», а также численным превосходством женских монастырей по сравнению с мужскими.

Вместе с тем в отдельные периоды дореволюционной истории женских монастырей было значительно меньше. По сведениям Е.Б. Емченко в 1700 г. их насчитывалось 229, что составляло 20% от общего числа монастырей России. Но уже к 1840 г. число женских монастырей (по сравнению с 1825 г.) увеличивается на 36,7%. В отчете обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева за 1914 г. указывается на существование 1025 иноческих обителей, из которых 475 женских монастырей и общин и 550 мужских. Вместе с тем женские монастыри были более многонаселенными. Так, в мужских монастырях состояло 11 845 монашествующих и 9485 послушников, а в женских – 17 283 инокинь и 56 016 послушниц.

Причины «феминизации» монашества с середины XIX в. вызвали общественные и научные дискуссии. Среди основных факторов данного явления выделяются: реформы XVIII и XIX вв., способствовавшие росту социальной активности женщин; негласное разрешение принимать монашеский постриг женщинам, не достигшим официально закрепленного возраста; распространение в качестве наказания заточения в монастырь. В 1908 г. Л.И. Денисов связывал рост женского монашества с историческими и экономическими изменениями России за последние сто лет.

Современные исследователи, выясняя причины увеличения женского монашества, отмечают: либерализацию законодательства по отношению к монастырям и монашествующим женщинам; признание государством в XIX в. многочисленных женских общин «полумонашеского типа», организованных после закрытия монастырей при бывших монастырских церквях; разрушение традиционной патриархальной семьи и эмансипацию женщин; преобразование некоторых мужских монастырей в женские; неудовлетворенность женщины своим положением в семье, общине, обществе и ее стремление к изменению собственного социального статуса. Анализ многочисленных источников убеждает в справедливости утверждения протоирея В.А. Сергунина о влиянии на данный процесс социальных, политических и культурных факторов: демографических, социально-экономических, военных, ментальных и проч.

Наиболее крупными женскими монастырями в России являлись Новодевичий и Вознесенский в Москве и Суздальский Покровский. Социальная роль каждого монастыря определялась государством. Так, «больные, увечные и старые» направлялись в Вознесенский и Чудов монастыри, а сироты – в Новодевичий монастырь.

Список литературы

1. Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале ХХ века / П.Н. Зырянов // Монашество и монастыри в России. XI–XX века : исторические очерки / ответственный редактор Н.В. Синицына. Москва : Наука, 2002. С. 302–332.
2. Чеботарева И. Монастыринг: есть ли польза душе от «духовного туризма» / И. Чеботарева // Азбука веры. Христианская жизнь. Интернет-журнал. 2025. 21 января.
3. Смолич И.К. Русское монашество: 988–1917. Жизнь и учение старцев / И.К. Смолич. Москва : Церковный научный центр «Православная энциклопедия», 1997. 606 с.
4. Сергунин В.А. Женские монастыри и монашество как часть социальной истории России имперского периода (историографический анализ исследований XVIII–XXI вв.) / В.А. Сергунин // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 22. № 6 (17
5. Попов А.В. Суд и наказание за преступления против веры и нравственности по русскому праву / А.В. Попов. Казань : типо-лит. Императорского университета, 1904. 516 с.
6. Павлушков А.Р. Монастырская тюрьма в модели государственно-церковных отношений / А.Р. Павлушков // Проблемы и вопросы современной науки. Рецензируемый сборник научных трудов. № 2 (3), ч. 1. Самара : Научно-Издательский Центр Международной Объединенной Ака
7. Литвак Б.Г. Русское православие в XIX веке / Б.Г. Литвак // Русское православие: вехи истории / научный редактор А.И. Клибанов. Москва : Политиздат, 1989. С. 309–381.
8. Леванов А.Ю. Монастырские тюрьмы в механизме уголовной репрессии Российской империи / А.Ю. Леванов // Пробелы в Российском законодательстве. 2011. № 4. С. 214–217.
9. Кириченко О.В. Уход в женский монастырь: условия, обстоятельства, мотивы / О.В. Кириченко // Вопросы истории. 2009. № 2. С. 120–132.
10. Белякова Е.В. Женщина в православии: церковное право и российская практика / Е.В. Белякова, Н.А. Белякова, Е.Б. Емченко. Москва : Кучково поле, 2011. 704 с.
11. Зверинский В.В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи: с библиографическим указателем. В 3 томах. Т. 1. Преобразование старых и учреждение новых монастырей. С 1764–95 по 1 июля 1890 г. (594 мон
12. Завьялов А.А. Циркулярные указы Святейшего правительствующего синода. 1867–1900 гг. / А.А. Завьялов. Санкт-Петербург : И.Л. Тузов, 1901. 444 с.
13. Емченко Е.Б. Женские монастыри в России / Е.Б. Емченко // Монашество и монастыри в России. XI–XX века : исторические очерки / ответственный редактор Н.В. Синицына. Москва : Наука, 2002. С. 245–285.
14. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и 2 иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин: с кратким топографическим,
15. Горбачева А.В. Причины роста женских монастырей в конце XIX – начале XX века / А.В. Горбачева // Актуальные вопросы церковной науки. 2020. № 1. С. 37–40.
16. Гернет М.Н. История царской тюрьмы. В 5 томах. Т. 2. 1825–1870 гг. / М.Н Гернет. Москва : Юридическое издательство Министерства юстиции СССР, 1946. 478 с.
17. Блохина Н.Н. Игуменья Митрофания – созидательница образцовых епархиальных общин сестер милосердия (1860–1877-е годы) / Н.Н. Блохина // Традиции и современность. 2012. № 13.С. 33–55.

Остальные статьи