Дата публикации: 04.09.2025

Учебник уголовного процесса: полемические мысли

Аннотация

Естественно, что на первый взгляд приходят в голову мысли о том, что учиться процессу — это значит усвоить ту сумму знаний, которая изложена в процессуальных учебниках, брошюрах и трудах. Но такое определение изучения процесса было бы слишком грубо и недостаточно. Если бы изучение процесса заключалось в усвоении того, что изложено в процессуальных трудах, книжках и брошюрах, то... мы могли бы получить процессуальных начетчиков или хвастунов, а… эти люди, начитавшись того, что изложено в процессуальных книгах и брошюрах, оказались бы не умеющими соединить все эти знания и не сумели бы действовать так, как того действительно процесс требует.




Вопрос «Какой же учебник нам нужен?» реально заставляет задуматься; но это далеко не первый из важных вопросов. Не менее интересен совсем другой вопрос: «Учебник чего нам нужен?» На полках книжных магазинов вперемежку стоят учебники (и даже курсы!) уголовно-процессуального права и учебники уголовного процесса, причем особой разницы между ними нет.

Между тем если уголовно-процессуальное право — солидная фундаментальная наука, регламентирующая и нормирующая общественные отношения в определенной области, то уголовный процесс — сами эти отношения в их взаимодействии друг с другом и реализации в поступках его участников, причем эти поступки могут и не соответствовать нормам права.

Таким образом, речь должна идти именно об учебнике уголовного процесса, описывающем и трактующем не только нормы уголовно-процессуального права, но и практическую реализацию этих норм в форме следственных, судебных и иных процессуальных (и не только) действий и — главное! — описывающем проблемы при их производстве и пути их разрешения. Что до курсов именно уголовно-процессуального права, то углубленное его изучение имеет смысл оставить для магистрантов, аспирантов и научно-педагогических работников.

Автор этих строк не может не отметить, что уже ряд лет читает один и тот же курс для двух параллельных потоков различных факультетов РТУ — МИРЭА, однако на одном из них он именуется курсом уголовного процесса, а на другом — уголовно-процессуального права, хотя реально это один и тот же курс. Более того, время, выделяемое на этот курс, различно, что вынудило меня читать на одном из потоков дополнительные лекции, чтобы полноценное представление о предмете получили оба потока.

Последние 25 лет наблюдаются последовательное и неуклонное сокращение учебного времени, выделяемого на данный предмет, и параллельно ущемление лекционного времени за счет так называемых практических занятий. О каких практических занятиях по уголовному процессу можно вообще говорить? Пусть студенты допрашивают друг друга? Обыскивают? Тем не менее некоему досужему оптимизатору от образования пришла в голову светлая идея, что «практические занятия» — это звучит куда современней, чем скучные, замшелые семинары, и проверенная веками форма классического университетского образования оказалась заброшенной.


Остальные статьи