Дата публикации: 04.09.2025

Уголовно-правовые перспективы реализации положений налоговой амнистии

Аннотация

В статье рассматриваются процедурные вопросы реализации налоговой амнистии дробления бизнеса в контексте положений уголовно-процессуального и уголовного законодательств. Прогнозируются принятие в ряде случаев процессуальных решений после истечения сроков давности привлечения к уголовной ответственности, а также необходимость повторного принятия решений, обусловленная поэтапным вступлением в силу решений о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Предлагается изменить порядок направления материалов в следственные органы, обеспечивая единовременность их поступления. Указывается на необходимость единой правовой оценки неуплаты налогов, совершенной дроблением бизнеса и иными способами.




Объявление в Российской Федерации налоговой амнистии за дробление бизнеса сопровождается подробной регламентацией порядка ее реализации. В дополнение к законодательным нововведениям ФНС РФ и Минфином России даны рекомендации о ее применении. Рассмотрены и разъяснены все процедурные вопросы с позиций правоприменителей — налоговых органов и налогоплательщиков. Указан порядок направления материалов проверок, связанных с дроблением бизнеса, в следственные органы. Относительно уголовно-процессуальных особенностей проведения проверок по таким материалам разъяснений компетентным органом не дано. Разумеется, правовые решения по действующей амнистии в силу их обусловленности мероприятиями налогового контроля, запланированными на 2025 и 2026 гг., в ближайшей перспективе приниматься не будут, а ко времени появления практической необходимости, связанной с поступлением материалов в следственные органы, такие разъяснения, возможно, будут даны.

В настоящее время возможно моделирование реализации положений налоговой амнистии в уголовно-правовой сфере, позволяющее высказать следующие предположения.

Рассматриваемый амнистией период 2022–2026 гг. сразу же указывает на большую вероятность истечения сроков давности уголовного преследования по преступлениям, выявленным в рамках применения налоговой амнистии. Установив по результатам проведения в 2025 г. мероприятий налогового контроля несоблюдение условий, освобождающих от налоговой ответственности за дробление бизнеса в 2022 г. налоговый орган направит ранее приостановленные в соответствии с положениями ч. 4 ст. 6 федерального закона материалы в следственные подразделения Следственного комитета Российской Федерации. Учитывая момент окончания уклонения от уплаты налогов, приходящийся на последнее число срока уплаты налогов, установленного законодательством о налогах и сборах (для налога на добавленную стоимость и налога на прибыль предприятий, как наиболее распространенных в уклонении от уплаты налогов, 28 марта 2023 г.), очевидно истечение двухлетнего срока давности привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 198 и ч. 1 ст. 199 Уголовного кодекса РФ (УК РФ). В соответствии с положениями п. 3 ч. 1 ст. 24 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ) в возбуждении уголовного дела будет отказано. Следственно-судебную перспективу будут иметь только материалы по уклонению от уплаты налогов в особо крупном размере и (или) за 2023 и 2024 гг. При проведении налоговых проверок в 2026 г. с неистекшим сроком давности останутся только преступления по уклонению от уплаты налогов в особо крупном размере и (или) за 2024 г., момент окончания которых приходится на первую половину 2025 г.

Вне зависимости от истечения сроков давности все материалы, в соответствии с требованиями п. 3 ст. 32 НК РФ, подлежат направлению в следственные органы. Практической целесообразности в проведении процессуальных проверок по сообщениям о преступлениях, срок давности по которым истек, не имеется, а направление таких материалов будет носить исключительно «технический характер».

Со сроками давности привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов напрямую связан период установления крупного и особо крупного размеров уклонения от уплаты налогов, необходимых для уголовно-правовой квалификации деяний по неуплате налогов. Временной критерий определения уголовно наказуемого размера неуплаты налогов, составляющий три финансовых года подряд, предполагает необходимость дифференциации периода амнистии за 2022–2026 гг.


Остальные статьи