Кибербуллинг как фактор подростковой преступности: международный опыт противодействия
Аннотация
В статье представлен комплексный анализ международного опыта борьбы с кибербуллингом, охватывающий как законодательные меры (на примере Новой Зеландии, Японии и США), так и инновационные образовательные программы. Особое внимание уделено статистике роста кибербуллинга среди несовершеннолетних, включая данные о всплеске случаев во время пандемии. Автор подробно рассматривает эффективные стратегии противодействия — от юридических санкций до профилактических мер.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Безопасность бизнеса № 03/2025 |
Страницы | 52-56 |
DOI | 10.18572/2072-3644-2025-3-52-56 |
Начиная с 2020 г. в первый четверг ноября отмечается Международный день борьбы с насилием и издевательствами в школе, включая киберзапугивание.
Следует отметить, что нельзя сводить кибербуллинг только к киберзапугиванию, поскольку он гораздо шире.
Кибербуллинг, особенно против несовершеннолетних, — не только преступление, но и инструмент гибридных войн: дезинформации, манипуляций и психологического давления. Международное право слабо регулирует эти вопросы, отсутствуют единое определение и эффективные механизмы ответственности, что осложняет профилактику и расследование.
По данным опросов, каждый второй подросток в возрасте от 11 до 18 лет в 11 европейских странах, 6 из 10 подростков в возрасте 13–17 лет в США и каждый третий ученик начальной и средней школы в ЮАР сообщили, что подвергались кибербуллингу.
Одной из первых стран, официально закрепившей кибербуллинг в качестве преступления, стала Новая Зеландия. В 2015 г. парламент страны принял Акт о вредоносных цифровых коммуникациях (Harmful Digital Communications Act).