Дата публикации: 04.09.2025

К вопросу о правовом регулировании права налогоплательщика на информирование в условиях развития информационных технологий

Аннотация

Современное развитие цифровых технологий предопределяет необходимость их использования для оптимизации реализации прав различных групп граждан, в том числе и права налогоплательщика на информирование. В статье рассматриваются особенности использования цифровых инструментов и методов в процессе реализации отдельных прав налогоплательщика, связанных с получением информации от уполномоченных органов различных уровней. На основании анализа положений законов и подзаконных нормативных актов сделан вывод о необходимости внесения положений, точно и недвусмысленно регламентирующих порядок получения информации с использованием цифровых технологий.




Отличительной чертой последнего десятилетия, без сомнения, следует считать взрывной характер внедрения результатов цифровизации во все сферы жизни общества и человека. Всеобщий тренд на использование цифровых инструментов затронул и сферу государственного управления, в том числе и в области аккумулирования и распределения финансовых ресурсов государства (муниципальных образований). Одним из лидеров данного процесса по праву считается Федеральная налоговая служба, год за годом демонстрирующая высокий уровень цифровизации деятельности, а особенно процесса взаимодействия с налогоплательщиками.

При этом процесс цифровизации не будет соответствовать желаемым темпам, если не будет сформирована необходимая для этого правовая база, не противоречащая основным принципам налогового права и ориентированная на дальнейшую оптимизацию налогообложения в Российской Федерации.

Статьей 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) закреплены права налогоплательщиков, реализацию которых в последнее десятилетие невозможно представить без цифровых инструментов и методов. Так, реализация права налогоплательщиков, закрепленного подп. 12 п. 1 ст. 21 НК РФ, на обжалование действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов, а также их актов ненормативного характера еще с 2016 г. стала возможной посредством подачи электронной жалобы или через личный кабинет налогоплательщика. С 1 января 2025 г. вступил в силу Приказ ФНС России, обновивший требования к форме жалобы (апелляционной жалобы), порядку ее заполнения и ряда других документов, связанных с реализацией права налогоплательщиков на обжалование.

Право на информирование налогоплательщика реализуется на основании подп. 1 и 2 п. 1 ст. 21 НК РФ. В подп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ обращается внимание на безвозмездное получение необходимой налогоплательщику информации, в том числе и в письменной форме.

Учитывая уровень компьютеризации населения Российской Федерации, его цифровой грамотности, а также необходимости повышения скорости взаимодействия налогоплательщиков и фискального органа, норму данного подпункта следует дополнить положением о том, что способ предоставления информации может быть и электронный, т.е. в письменной форме, но с применением средств информатизации. К сожалению, до настоящего времени налогоплательщик, чтобы узнать о возможности получения им информации через личный кабинет налогоплательщика или по телекоммуникационным каналам связи, должен найти и изучить целый ряд соответствующих подзаконных нормативных актов. Однако большая эффективность взаимодействия налоговой администрации и обязанного лица станет возможной только при условии, что базовые существенные положения будут отражены в тексте самого кодифицированного акта.


Остальные статьи