Дата публикации: 04.09.2025

Правовое регулирование надзорной функции в современной российской государственности: проблемы и пути их решения

Аннотация

Работа посвящена изучению специфики правового регулирования надзорной функции в современной российской государственности с точки зрения определения путей его дальнейшего развития. Установлено, что надзор как функция государства тесно связан с понятием контроля. При этом в юридической литературе существует дискуссия относительно соотношения этих двух понятий. Определено, что налоговый контроль не должен превращаться в инструмент подавления экономической свободы хозяйствующих субъектов. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что контрольно-надзорная деятельность, играя ключевую роль в обеспечении законности, достижении социально-экономических целей и защите национальных интересов, требует системной модернизации. Выявленные проблемы включают необходимость совершенствования валютного законодательства с учетом цифровизации, повышение налоговой грамотности и устранение пробелов в налоговом законодательстве, уточнение правового статуса предпринимателей как субъектов прокурорского надзора, а также адаптацию надзорной функции во внешней политике к геополитическим реалиям.




Функции государства представляют собой основные направления его деятельности, ориентированные на достижение целей и задач, стоящих перед ним в конкретный исторический период. Эти функции обусловлены потребностями общества и государства, изменяясь и развиваясь вместе с ними. В современном государстве функции власти дифференцируются и усложняются, отражая динамику общественных отношений и возрастающие запросы граждан.

В системе функций современного государства надзор занимает особое место, выступая гарантом соблюдения законности и правопорядка, являющихся основополагающими принципами организации любой государственной системы. Надзорная деятельность государства представляет собой комплекс мер, осуществляемых уполномоченными органами, направленных на систематическое наблюдение за точным и неукоснительным соблюдением предписаний законов и иных нормативных правовых актов, решений и действий органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, а также организаций и граждан.

Надзор как функция государства тесно связан с понятием контроля. В юридической литературе существует дискуссия относительно соотношения этих двух понятий. Некоторые авторы, как, например, Б.В. Россинский и Ю.Н. Старилов, рассматривают надзор как разновидность контроля, другие — как самостоятельный вид деятельности. Тем не менее и контроль, и надзор имеют общую цель — обеспечение законности и правопорядка. Отличительной чертой надзора является то, что он осуществляется специально уполномоченными субъектами в отношении объектов, не находящихся в их прямом административном подчинении. Надзорные органы не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных объектов, а лишь следят за соблюдением ими установленных правил и предписаний.

М.Р. Стерлинг выделяет следующие критерии совершенствования правового регулирования контрольно-надзорной деятельности: «Состояние законности и правопорядка в современной России диктуют необходимость поиска оптимального сочетания в процессах правовой регуляции контроля и надзора двух взаимодополняющих начал: с одной стороны, сохранения в полном объеме надзорной деятельности органов исполнительной власти, придание ей большей динамичности и эффективности за счет усиления ее аналитической, сигнализирующей и профилактической составляющих, с другой стороны, расширения “зоны” социального (общественного) контроля, который, не подменяя и не заменяя контрольно-надзорную деятельность государственных органов, способен оказать им действенную помощь в реализации федеральных и региональных социально-экономических программ, особенно в сфере экологии, социальной поддержки малоимущих слоев населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей».

Таким образом, одним из направлений совершенствования законодательства является легальное отграничение понятий «контроль» и «надзор».

Список литературы

1. Абдрахманова А.М. Проблемы правового регулирования надзорной деятельности прокурора / А.М. Абдрахманова // Актуальные вопросы устойчивого развития России в исследованиях студентов: управленческий, правовой и социально-экономический аспекты : материалы XVI
2. Иванова Ю.А. Функции современного Российского государства: Актуальные аспекты / Ю.А. Иванова // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 3. С. 19–20.
3. Пилипенко И.Д. Некоторые проблемы налогового контроля / Пилипенко И.Д., Амвросова О.Н. // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2022. № 12 (76). С. 177–180.
4. Россинский Б.В. Административное право : учебник / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. 5-е изд., пересмотр. Москва : Норма, 2015. 575 с.
5. Стерлинг М.Р. Правовое регулирование организации контрольной и надзорной деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации : автореферат диссертации кандидата юридических наук / М.Р. Стерлинг. Санкт-Петербург, 2004. 24 с.
6. Чхиквадзе Г.Б. Актуальные проблемы налогового контроля / Г.Б. Чхиквадзе // Вопросы российской юстиции. 2020. № 9. С. 680–683.
7. Юсупов У.В. Проблемы налогового контроля в РФ / У.В. Юсупов, А.В. Шнайдерман // Теория и практика современной науки. 2021. № 12 (78). С. 300–302.
8. Яблонская А.Б. Контрольно-надзорная функция государственной власти / А.Б. Яблонская // Пробелы в российском законодательстве. 2009. № 4. С. 93–96.

Остальные статьи