Антибуллинговые меры государственного реагирования
Аннотация
В ходе исследования проведен анализ международного и отечественного антибуллингового законодательства. Проанализирован законопроект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на противодействие травле, разработку средств по профилактике и повышению ответственности за буллинг среди детей и молодежи.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическая психология № 03/2025 |
Страницы | 20-24 |
DOI | 10.18572/2071-1204-2025-3-20-24 |
Понятие «травля» (буллинг) представляет собой в реальности применение насилия в любом виде со стороны одного лица (или группы лиц) в отношении другого индивида, которое не может быть рассмотрено как акт самозащиты. Это длительное, повторяющееся, умышленное, целенаправленное физическое (или психологическое) насильственное давление, не санкционированное и необъяснимое нормами права, чаще всего происходящее в жестокой унизительной форме публично, преимущественно в организованном коллективе. Как правило, оно совершается в отношении наиболее уязвимых лиц, по каким-либо признакам выгодно или невыгодно отличающихся от окружающих.
Современное общество все чаще наблюдает насилие в самых разнообразных формах в реальной повседневности. Травля (буллинг) действительно становится трудноразрешимой проблемой в системе межличностных взаимоотношений в различных коллективах людей: в трудовых, воинских, студенческих, ученических, спортивных и др. Проблема буллинга давно требует решения и представляет интерес для исследователей, изучающих самые разные формы и виды деструктивных взаимоотношений в социальных группах. Следует отметить такие значительные исследования, как, например, анализ проявления буллинга в трудовых коллективах (С.А. Дружилова, Т.Ю. Базарова, Е.С. Корыстиной, С.Н. Ениколопова, Н.П. Романовой, Т.Г. Яничевой и др., а также иностранных исследователей D. Capell, N. Davenport, H. Leymann); буллинга в виде дедовщины в силовых и воинских частях (отражены факты в работах С.А. Белановского, К.Л. Банникова, С.Н. Мерзеевой и др.); дискриминации и травли в смешанных этнических сообществах (Н.И. Ковальчишина); кибербуллинга в сети Интернет (Г.В. Солдатова, А.А. Бочавер, Е.Ю. Зотова, К.Д. Хломов и некоторые иностранные исследователи); насилия и травли в студенческой среде (И.А. Форманов, Ю.В. Ращупкин, О.Г. Ксенда и др. исследователи, в том числе иностранные исследователи D.L. Espelage, S.M. Swearer).
Однако наиболее агрессивной, жестокой, изощренной и опасной своими последствиями является травля в школьной среде. Получившие широкое распространение в последнее время инциденты насилия и травли создают в школьном коллективе агрессивно-конфликтную атмосферу и способствуют укоренению девиантного поведения подростков, восприятию окружающей действительности как мира насилия, жестокости и силы.
Высокая степень распространения насилия и травли в подростковой среде отмечается в трудах таких исследователей, как О.Л. Глазман, И.С. Бердышев, В.Н. Бутенко, К.Х. Хломов, А.А. Бочар, Е.Н. Волкова, И.С. Кон, С.В. Кривцова, О.А. Селиванова, Л.Б. Шнейдер, В.Р. Петросянц, М.Г. Нечаева, Т.С. Шевцова и др., а также иностранных A. Crump, P. Eitel, D. Haynie, T.R. Nansel, D. Olweus, M. Overpeck, R.S. Pilla, W.J. Ruan, C. Salmivalli, K. Saylor, P. Scheidt, B. Simons-Morton, K. Yu и др. Так, по свидетельству специалистов, занимающихся данной проблемой, от 20% до 50% школьников подвергались различным видам агрессии и травли. Проблема ученического буллинга привлекает внимание зарубежных ученых, отмечающих актуальность этой проблемы и в учебных заведениях Европы и США.