Дата публикации: 04.09.2025

Эмпатия как важнейший компонент профессионального становления психолога в органах внутренних дел

Аннотация

В статье приведен анализ эмпатийного отклика у психологов правоохранительных органов и путей развития эмпатии в их профессиональной деятельности. Представлены взгляды ученых на исследуемый феномен, а также предпринята попытка рассмотреть развитие эмпатии как высшей психической функции в русле культурноисторического подхода. Проведено исследование уровня эмоционального отклика среди курсантов первого года обучения института психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Обозначены перспективные направления повышения эффективности профессиональной деятельности психологов правоохранительных органов. Сформированы рекомендации по развитию эмпатийных способностей личности.




В настоящее время деятельность психологов органов внутренних дел Российской Федерации связана с высоким уровнем социальной ответственности за результаты труда. Для эффективной коммуникации очень важно проявлять эмоционально-личностную открытость, способность понимать переживания другого человека.

В последнее время на психоэмоциональное состояние населения в худшую сторону повлияли пандемия, обострение межгосударственных взаимоотношений, санкции, а также экологические вызовы.

Согласно опросу, проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения России: индекс потребности россиян в психологической помощи составил 30 пунктов из 100 (+7 п. к 2022 г.); лично обращались за профессиональной психологической помощью 13% россиян (+7 п. к 2009 г.); в случае проблем каждый второй идет за советом и помощью к семье (51%, −11 п. к 2020 г.), каждый пятый — к друзьям (22%). Снижение индекса (с 32 п. до 27 п.) в период с 2009 по 2020 г. может объясняться трансформацией образа жизни граждан под меняющиеся социальные условия, которые являются следствием кризисов в 2008 и 2014 гг.

В период локдауна и начала специальной военной операции отмечалась наименьшая потребность россиян в психологической помощи, причинами чего могли служить, вызванное стрессом когнитивное замирание и попытки людей самостоятельно бороться с появлявшимися проблемами. В указанный период 68% опрошенных отмечали желание противостоять возникающим переживаниям собственными силами, что могло быть вызвано реакцией на неопределенность.

В 70-х годах ХХ в. Т.П. Гаврилова ввела термин «эмпатия» в отечественную психологию, обозначая его эмоциональный подтекст. В научных трудах ученый характеризует эмпатию в форме особого психического свойства, способствующего эмоционально откликаться на чувства контактируемой личности или одушевленного объекта, активизация феномена происходит в моменты прямого эмоционального контакта с окружающими.

Список литературы

1. Большой психологический словарь / Н.Н. Авдеева [и др.] ; под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. 4-е изд., расш. Москва : АСТ ; Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2009. 811 с.
2. Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи / Ф.Е. Василюк // Вопросы психологии. 1988. № 5. С. 27–37.
3. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста : диссертация кандидата психологических наук / Т.П. Гаврилова. Москва, 1977. 178 с.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Феномен конгруэнтной эмпатии / Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.Д. Карягина, В.Н. Козлова // Вопросы психологии. 1993. № 4. С. 61–88.
5. Проскурякова Л.А. Анализ уровня саморегуляции и компонентов эмоционального состояния у сотрудников полиции: результаты практической работы / Л.А. Проскурякова // Психология и право. 2022. Т. 12. № 4. С. 83–95.
6. Психологическая диагностика коммуникативного потенциала личности : методические рекомендации для студентов / составитель Н.А. Зимина. Нижний Новгород : ННГАСУ, 2015. 42 с.
7. Сизикова М.В. Эмпатия как фундаментальное измерение работы психолога-консультанта / М.В. Сизикова // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 9. С. 28–31.
8. Титченер Э. Учебник психологии. Ч. 1–2 / Э. Титченер ; перевод с английского А.П. Болтунова. Москва : Мир, 1914. 250 с.
9. Этчегоен Г. Контрперенос / Г. Этчегоен // Эра контрпереноса : сборник / под редакцией И.Ю. Романова ; перевод с английского С.Г. Дураса. Москва : Академический проект, 2005. С. 63–124.
10. Millar, A. Emotional intelligence: challenging the perceptions and efficacy of «soft skills» in policing incidents of domestic abuse involving children / A. Millar, J. Devaney, M. Butler // Journal of Family Violence. 2019. Vol. 34. Iss 6. P. 577–588. DOI

Остальные статьи