Дата публикации: 04.09.2025

Исследование когнитивного контроля сотрудников, находящихся на этапе профессионального обучения в образовательной организации МВД России

Аннотация

В статье раскрыта роль когнитивного контроля в учебно-профессиональной и служебной деятельности сотрудников, находящихся на этапе профессионального обучения в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя. Эмпирическую базу исследования составили 47 сотрудников, находящихся на этапе профессионального обучения в образовательной организации МВД России, средний возраст респондентов — 18 лет. Психодиагностические методики исследования: опросник «Контроль поведения» (Е.А. Сергиенко, Г.А. Виленская, И.И. Ветрова), методика «Прогрессивные матрицы Равена» (Джон Рейвен и Л. Пенроуз), методика «Аналогии», методика «Словарь», «Краткий ориентировочный тест (КОТ)». Установлено, что чем выше уровень общего интеллектуального развития, тем ярче выражены способности к контролю собственных мыслей и поведения.




Актуальность исследования когнитивного контроля сотрудников органов внутренних дел обусловлена необходимостью повышения эффективности профессионального обучения в образовательной организации МВД России. В современном обществе сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, находясь под воздействием стресс-факторов, испытывая интеллектуальные и физические нагрузки, должны быстро реагировать на непрерывно меняющуюся служебную обстановку и выполнять поставленные служебные задачи. Высокий показатель уровня когнитивного контроля помогает эффективнее адаптироваться к условиям современных реалий, улучшает работоспособность и снижает риск профессионального выгорания.

Представленные в статье результаты призваны восполнить недостающий пласт знаний о понимании сущности когнитивного контроля сотрудников органов внутренних дел в его взаимосвязи с уровнем общего интеллектуального развития.

Цель настоящего исследования заключается в описании результатов сравнительного исследования когнитивного контроля у сотрудников, находящихся на этапе профессионального обучения в образовательных организациях МВД России и отличающихся уровнем общего интеллектуального развития.

Теоретические основания исследования. Длительное время когнитивный контроль, способность мозга гибко адаптироваться к изменяющимся условиям, подавлять импульсивные реакции и фокусироваться на субъективно-значимых задачах считались прерогативой сознания. Результаты научных исследований показали, что когнитивный контроль — это гораздо более сложная и многоуровневая система, в которую вовлечены как сознательные, так и бессознательные механизмы, взаимодействующие на разных уровнях обработки информации в мозге. Более того, когнитивный контроль — это не единая способность, а скорее набор взаимосвязанных когнитивных функций. В своих исследованиях Г.А. Виленская выделила следующие функции когнитивного контроля: 1) рабочая память; 2) внимание (в том числе способность к его переключению и распределению); 3) когнитивная гибкость; 4) тормозной контроль (торможение доминирующего ответа); 5) планирование; 6) поиск и коррекция ошибок. Взаимодействие этих функций определяет эффективность когнитивного контроля в различных ситуациях. Полагаем, что роль психолога органов внутренних дел может быть направлена на развитие у сотрудников указанных профессионально значимых личностных качеств, тренировку рабочей памяти и оперативного мышления с помощью когнитивных игр, тренинговых упражнений и пр. для улучшения качества функций когнитивного контроля и, следовательно, повышения общего уровня когнитивного контроля.

Отечественные психологи Е.А. Сергиенко, Г.А. Виленская, И.И. Ветрова определили феномен когнитивного контроля как особенности интеллектуальных, когнитивных способностей, обеспечивающих анализ и упорядочивание внешней и внутренней среды, создание ментальных моделей ситуации и событий и оперирование ими. Это одна из важнейших субсистем регуляции поведения, которая способствует контролю собственных мыслей и действий. Применительно к специфике профессиональной служебной деятельности сотрудников следует подчеркнуть, что владение когнитивным контролем позволяет адаптироваться к изменениям окружающей обстановки, особым условиям и экстремальным ситуациям, сосредотачиваться на поставленных служебных задачах, избегать отвлекающих факторов, в том числе стресс-факторов. Существует заблуждение, что когнитивный контроль включает совокупность всех способностей, которые можно описать понятием «интеллект».

Список литературы

1. Виленская Г.А. Исполнительные функции: природа и развитие / Г.А. Виленская // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 4. С. 21–31.
2. Немов Р.С. Основы психологического консультирования : учебник для студентов педвузов / Р.С. Немов. Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. 394 с.
3. Пиаже Ж. Психология интеллекта : перевод с английского и французского / Ж. Пиаже. Санкт-Петербург : Питер, 2003. 191 с.
4. Сергиенко Е.А. Новый метод оценки психической регуляции — опросник «Контроль поведения» / Е.А. Сергиенко, Г.А. Виленская, И.И. Ветрова // Экспериментальная психология. 2023. № 1. С. 182–200.

Остальные статьи