Классификация объектов накопленного вреда окружающей среде
Аннотация
В данной статье исследуется порядок очередности ликвидации объектов накопленного вреда. С этой целью формулируется подход к классификации этих объектов, который может быть использован для актуализации реестра объектов накопленного вреда. Отсутствие в законодательстве подобных конструкций придает актуальность работе. Практическая применимость исследования заключается в возможности использования данной классификации как теоретической основы для разработки и реализации государственных программ (стратегий) по ликвидации накопленного вреда на тех или иных территориях (акваториях).
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Экологическое право № 04/2025 |
Страницы | 27-32 |
DOI | 10.18572/1812-3775-2025-4-27-32 |
Актуальность проблемы ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде определяется степенью угроз жизни и здоровью населения, проживающего вблизи этих загрязнённых территорий (свыше 17 млн чел. в России). Несмотря на значительное количество уже внесенных в специальный реестр объектов накопленного вреда на территории Российской Федерации имеются неучтенные объекты прошлой хозяйственной и иной деятельности.
Восстановление первоначального состояния земель и акваторий, подвергшихся деградации в результате воздействия накопленного вреда, характеризуется низкими темпами ликвидации и высокой стоимостью проведения работ. Модель ликвидации объектов накопленного вреда исключает наличие «загрязнителя» как стороны правоотношения по восстановлению территории/акватории до первоначального состояния. Соответствующие обязательства возлагаются на органы публичной власти. При этом возможность использования механизма государственно-частного партнерства в этой сфере законодательством не предусмотрена.
Одним из возможных решений является сбалансированный и точечный подход к определению приоритетных для ликвидации объектов накопленного вреда в условиях ограниченных ресурсов. Необходимо эффективно расходовать имеющиеся денежные средства и кадрово-технологические возможности. Поэтому важно сделать упор на ранжирование данных единого реестра объектов накопленного вреда окружающей среде с целью формирования перечня объектов, подлежащих ликвидации в первоочередном порядке.
К сожалению, в отечественном законодательстве уделено недостаточное внимание классификации объектов накопленного вреда, конкретизации характеристик, позволяющих обеспечить их ранжирование и приоритетность порядка ликвидации. Но для начала необходимо разобраться в понятийных основах института накопленного вреда окружающей среде.
Как отмечается в юридической литературе, дефиниции «накопленный вред окружающей среде» и «объекты накопленного вреда окружающей среде» являются неполными, не отражающими всех свойств источника воздействия накопленного вреда на сам природный объект, что в том числе затрудняет и классификацию объектов накопленного вреда.