Дата публикации: 04.09.2025

Правовое обеспечение экологической безопасности в чрезвычайных экологических ситуациях: роль и место правоохранительных органов

Аннотация

В статье анализируется правовое обеспечение экологической безопасности в условиях чрезвычайных экологических ситуаций, а также рассматривается роль правоохранительных органов в данной сфере. В результате проведенного анализа установлено, что в России отсутствует единый закон, регулирующий экологическую безопасность в условиях чрезвычайных экологических ситуаций, что приводит к несогласованности действий государственных органов. Выявлены проблемы межведомственного взаимодействия, недостаточности административных санкций и нехватки специализированных следственных подразделений. В статье предложены меры по совершенствованию правоприменения, включая создание специализированных следственных органов.




Обращение к проблеме обеспечения экологической безопасности государства чрезвычайно актуально в свете последних событий. В современных условиях вопросы экологической безопасности приобретают особую актуальность, особенно в контексте чрезвычайных экологических ситуаций. Примером такой ситуации является разлив мазута в Керченском проливе в декабре 2024 г., когда в результате шторма танкер «Волгонефть-212» раскололся, что привело к разливу около 4300 т мазута в акваторию пролива. Этот инцидент подчеркнул уязвимость морских экосистем и необходимость эффективного правового регулирования для предотвращения подобных катастроф.

Правовое регулирование экологической безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации основывается на ряде нормативных правовых актов. Центральное место в системе законодательных актов занимают федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «О безопасности».

Кроме того, на международном уровне действуют соглашения, направленные на предотвращение и ликвидацию последствий чрезвычайных экологических ситуаций: Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря (Тегеран, 4 ноября 2003 г.), Бухарестская конвенция о защите Черного моря от загрязнения (21 апреля 1992 г.) и др.

Чрезвычайная экологическая ситуация — это сложный процесс, формирующийся на конкретной территории под влиянием разрушительных факторов природной среды (техногенные аварии, стихийные бедствия, промышленные катастрофы или иные негативные явления). Это может быть внезапный выброс токсичных веществ из аварийного предприятия, масштабное нефтяное загрязнение при крушении танкера, бесконтрольные лесные пожары, стихийные бедствия, оборачивающиеся техногенными катастрофами. Общим для всех этих сценариев остается одно: экологическая система оказывается неспособной к самовосстановлению, а ущерб затрагивает не только природу, но и экономику, инфраструктуру и здоровье людей. Загрязненные водоемы становятся непригодными для использования, отравленный воздух провоцирует вспышки заболеваний, нарушаются транспортные и энергосистемы. Разрушение биогеоценозов ведет к вымиранию видов, сокращению лесных массивов и потере плодородных земель, что усугубляет долгосрочные последствия таких событий.

Несмотря на очевидную серьезность проблемы, в российском законодательстве до сих пор отсутствует единый нормативный акт, сосредоточенный исключительно на вопросах экологической безопасности в условиях чрезвычайной экологической ситуации. В действующей правовой системе нормы, регулирующие этот вопрос, разбросаны по различным законам и подзаконным актам, что приводит к юридической неопределенности и затрудняет оперативное реагирование.

Список литературы

1. Абанина Е.Н. Правовое обеспечение экологической безопасности Российской Федерации: состояние и перспективы развития : монография / Е.Н. Абанина, Е.А. Сухова. Москва : Юридическая литература, 2022. 221 с.
2. Иванов И.И. Разлив нефти в Керченском проливе: экологическая катастрофа / И.И. Иванов // Российская газета. 2024. 15 декабря.
3. Карзенкова А.В. Особенности участия правоохранительных органов в сфере обеспечения экологической безопасности (на примере МВД России и Росгвардии) / А.В. Карзенкова // Вестник Пермского института ФСИН России. 2022. № 2 (45). С. 113–119.
4. Федотова Ю.Г. Экологическая безопасность России как стратегический национальный приоритет: современное состояние, угрозы и возможности государственного контроля и надзора / Ю.Г. Федотова // Государственная власть и местное самоуправление. 2024. № 5. С. 39
5. Чистяков К.А. Обеспечение экологической безопасности в Российской Федерации: административно-правовой аспект / К.А. Чистяков // Административное право и процесс. 2022. № 4. С. 32–35.

Остальные статьи