Правовое содержание пользования недрами в целях образования особо охраняемых геологических объектов
Аннотация
В статье проведено исследование правового регулирования основных стадий пользования недрами в целях образования особо охраняемых геологических объектов. В отношении указанной деятельности преимущественно применяются общие нормы законодательства о недрах и иных отраслей законодательства, что порождает правовую неопределенность относительно наличия у ее субъектов тех или иных прав и обязанностей. Недостаток специальных норм, регулирующих данный вид пользования недрами, не позволяет в полной мере обеспечить соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр при образовании особо охраняемых геологических объектов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Экологическое право № 04/2025 |
Страницы | 20-23 |
DOI | 10.18572/1812-3775-2025-4-20-23 |
Образование особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (далее — ООГО), в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации «О недрах» (далее — Закон о недрах), представляет собой самостоятельный лицензируемый вид пользования недрами. В рамках данной деятельности владелец лицензии реализует комплекс прав и обязанностей, направленных на бессрочное хозяйственное использование ООГО и обеспечение его охраны при соблюдении режима особой охраны соответствующей особо охраняемой природной территории (далее — ООПТ).
Надлежащее осуществление пользователем недр указанных прав и обязанностей не только позволяет извлекать коммерческую выгоду от эксплуатации ООГО, но и способствует минимизации негативных последствий оказываемого на него антропогенного воздействия, позволяет предотвратить его бесконтрольное посещение и утрату им своего первозданного вида.
Несмотря на активное развитие в России геологического туризма и наличие значительного количества геологических объектов, обладающих рекреационной привлекательностью, практика обеспечения их рационального использования и охраны в рамках пользования недрами в целях образования ООГО пока не получила широкого распространения. Представляется, что это не в последнюю очередь обусловлено значительной неопределенностью правового содержания рассматриваемой деятельности.
Во-первых, отсутствует легальное определение понятия «пользование недрами в целях образования ООГО». Во-вторых, имеется законодательный пробел в части отсутствия перечня прав и обязанностей пользователя недр при образовании ООГО, не относящихся к основным правам и обязанностям пользователей недр, предусмотренным ст. 22 Закона о недрах. В-третьих, на нормативном правовом уровне не закреплен даже примерный перечень стадий реализации пользования недрами в целях образования ООГО, а также мероприятий, осуществляемых в рамках данной деятельности.
В целях частичного восполнения отмеченной неопределенности правового содержания пользования недрами в целях образования ООГО автором настоящей статьи ранее проведено комплексное исследование нормативных правовых актов и практики их применения, по результатам которого предложено рассматривать указанную деятельность в качестве направленной на формирование (создание, развитие) организационно-хозяйственной инфраструктуры ООГО, использование ООГО в рекреационных, культурно-просветительских и иных целях, соответствующих режиму его особой охраны, а также охрану ООГО.