Дата публикации: 04.09.2025

Правовое содержание пользования недрами в целях образования особо охраняемых геологических объектов

Аннотация

В статье проведено исследование правового регулирования основных стадий пользования недрами в целях образования особо охраняемых геологических объектов. В отношении указанной деятельности преимущественно применяются общие нормы законодательства о недрах и иных отраслей законодательства, что порождает правовую неопределенность относительно наличия у ее субъектов тех или иных прав и обязанностей. Недостаток специальных норм, регулирующих данный вид пользования недрами, не позволяет в полной мере обеспечить соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр при образовании особо охраняемых геологических объектов.




Образование особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (далее — ООГО), в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации «О недрах» (далее — Закон о недрах), представляет собой самостоятельный лицензируемый вид пользования недрами. В рамках данной деятельности владелец лицензии реализует комплекс прав и обязанностей, направленных на бессрочное хозяйственное использование ООГО и обеспечение его охраны при соблюдении режима особой охраны соответствующей особо охраняемой природной территории (далее — ООПТ).

Надлежащее осуществление пользователем недр указанных прав и обязанностей не только позволяет извлекать коммерческую выгоду от эксплуатации ООГО, но и способствует минимизации негативных последствий оказываемого на него антропогенного воздействия, позволяет предотвратить его бесконтрольное посещение и утрату им своего первозданного вида.

Несмотря на активное развитие в России геологического туризма и наличие значительного количества геологических объектов, обладающих рекреационной привлекательностью, практика обеспечения их рационального использования и охраны в рамках пользования недрами в целях образования ООГО пока не получила широкого распространения. Представляется, что это не в последнюю очередь обусловлено значительной неопределенностью правового содержания рассматриваемой деятельности.

Во-первых, отсутствует легальное определение понятия «пользование недрами в целях образования ООГО». Во-вторых, имеется законодательный пробел в части отсутствия перечня прав и обязанностей пользователя недр при образовании ООГО, не относящихся к основным правам и обязанностям пользователей недр, предусмотренным ст. 22 Закона о недрах. В-третьих, на нормативном правовом уровне не закреплен даже примерный перечень стадий реализации пользования недрами в целях образования ООГО, а также мероприятий, осуществляемых в рамках данной деятельности.

В целях частичного восполнения отмеченной неопределенности правового содержания пользования недрами в целях образования ООГО автором настоящей статьи ранее проведено комплексное исследование нормативных правовых актов и практики их применения, по результатам которого предложено рассматривать указанную деятельность в качестве направленной на формирование (создание, развитие) организационно-хозяйственной инфраструктуры ООГО, использование ООГО в рекреационных, культурно-просветительских и иных целях, соответствующих режиму его особой охраны, а также охрану ООГО.

Список литературы

1. Басыров Р.Н. Правовое регулирование обустройства участков недр : диссертация кандидата юридических наук / Р.Н. Басыров. Москва, 2016. 209 с.
2. Болтанова Е.С. Эколого-правовые основы регулирования застройки земель зданиями и сооружениями в России : диссертация кандидата юридических наук / Е.С. Болтанова. Томск, 2015. 457 с.
3. Ерыгин Д.А. Недостатки действующего порядка предоставления недр в пользование для образования особо охраняемых геологических объектов / Д.А. Ерыгин // Закон. 2024. № 1. С. 178–187.
4. Комиссаренко В.С. Правовое регулирование охраны недр и окружающей среды при освоении месторождений нефти и газа : автореферат диссертации кандидата юридических наук / В.С. Комиссаренко. Москва, 2004. 226 с.
5. Лунева Е.В. Организация геопарков в России и особенности их правового режима / Е.В. Лунева // Lex Russica (Русский закон). 2021. Т. 74. № 9 (178). С. 32–43.
6. Никишин Д.Л. Роль экспертизы проектов геологического изучения недр в системе государственного регулирования недропользования / Д.Л. Никишин, Н.Ф. Миркеримова, М.Ю. Кобрунова // Нефть, газ и право. 2019. № 1. С. 15–18.
7. Рубан Д.А. Геотуристический потенциал территорий и его основные составляющие / Д.А. Рубан // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2012. № 1 (15). С. 42–47.
8. Тишкова Е.И. Изменения в правовом регулировании отношений по региональному геологическому изучению недр / Е.И. Тишкова // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2024. № 2. С. 70–73.
9. Шагапова Р.А. Правовой режим геопарков как особо охраняемых природных территорий : диссертация кандидата юридических наук / Р.А. Шагапова. Москва, 2023. 224 с.
10. Шамордин Р.О. Правовое обеспечение комплексного природопользования при разведке и добыче полезных ископаемых : диссертация кандидата юридических наук / Р.О. Шамордин. Москва, 2021. 208 с.

Остальные статьи