Вопросы реализации приоритетных стратегических инициатив в законодательстве об отходах
Аннотация
В данной статье рассмотрены основные направления государственной экологической политики в части перехода к экономике замкнутого цикла (ЭЗЦ) и выявлены правовые барьеры, препятствующие данной государственной цели. Автором статьи проанализированы существующие пробелы правового регулирования, связанные с предотвращением распространения микропластика в окружающей среде при обращении с отходами, а также сформулированы предложения по совершенствованию законодательства в данной сфере.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Экологическое право № 04/2025 |
Страницы | 16-19 |
DOI | 10.18572/1812-3775-2025-4-16-19 |
Необходимость обеспечения эффективного обращения с отходами и сокращения объемов их полигонного захоронения была отмечена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным еще в 2020 г., который в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации 15 января 2020 г. отметил необходимость снижения объема отходов, поступающих на полигоны, внедрения раздельного сбора мусора, а также перехода на экономику замкнутого цикла (далее — ЭЗЦ).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. № 2816-р утвержден Перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г. (далее — Перечень). Одной из инициатив в рамках направления «Экология» Перечня является переход к ЭЗЦ.
Ввиду своей критической важности с точки зрения достижения экологического благополучия, как одной из приоритетных целей национального развития, и дальнейшего экономического роста внедрение модели ЭЗЦ также является и национальной целью развития Российской Федерации на период до 2030 г. и на перспективу до 2036 г..
Целевые показатели и необходимые мероприятия, в том числе правовые и экономические условия, обеспечивающие формирование ЭЗЦ, определены федеральным проектом «Экономика замкнутого цикла» (далее — федпроект).
Целевой задачей федпроекта является обеспечение сортировки 100% объема ежегодно образуемых твердых коммунальных отходов (далее — ТКО), захоронения не более чем 50% таких отходов, вовлечения в хозяйственный оборот не менее чем 25% отходов производства и потребления в качестве вторичных ресурсов и сырья к 2030 г..