Модель организации обязательной экспертизы антинаркотических профилактических программ
Аннотация
Цель: раскрытие содержания модели организации обязательной экспертизы антинаркотических профилактических программ, формулирование требований к качеству экспертной деятельности по оценке соответствия предлагаемых антинаркотических профилактических программ нормативным требованиям. Методология: использование формально-юридического метода и метода системного анализа. Вывод: необходимы обязательная экспертиза антинаркотических профилактических программ и формализация проведения такой экспертизы. Практическая значимость: предлагаются конкретные дополнения Положения об антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Наркоконтроль № 03/2025 |
Страницы | 25-28 |
DOI | 10.18572/2572-2072-4160-2025-3-25-28 |
Определение модели организации обязательной экспертизы антинаркотических профилактических программ, реализуемых либо предполагаемых для реализации общественными (некоммерческими) и коммерческими организациями, обусловлено первоначальной необходимостью теоретического осмысления основ экспертной деятельности в сфере государственного управления, так как антинаркотическая профилактика является стратегическим направлением деятельности органов исполнительной власти, совокупностью принимаемых ими целенаправленных управленческих решений.
В трудах отечественных ученых-административистов отмечается, что имеющийся массив нормативных правовых актов, посвященных экспертной деятельности в сфере государственного управления, делает затруднительным обобщение свойств государственно-управленческих решений, которые являются результатом организации и проведения экспертиз в сфере государственного управления. В научной литературе этот вопрос нашел отражение лишь через перечисление характеристик такого рода государственно-управленческих решений.
При этом учеными используются различные формулировки свойств результата организации экспертиз в сфере государственного управления. Привлечение экспертов к государственно-управленческой деятельности связывают с необходимостью принятия обоснованных, качественных и эффективных, ответственных государственно-управленческих решений. Однако толкований обозначенных характеристик в указанных научных источниках не обнаруживается.
Вместе с тем в теории управления качеству управленческих решений уделяется особое внимание. Одни ученые полагают, что качество управленческого решения должно оцениваться на стадии его принятия, а успешную практическую реализацию управленческого решения характеризует такое его свойство, как эффективность. О.В. Жигарь определяет качество управленческих решений как «степень соотношения параметров выбранной альтернативы определенной системе характеристик, которая удовлетворяет как его разработчиков, так и потребителей, и обеспечивает возможность его эффективной реализации». С.И. Черных, придерживаясь данной точки зрения, выделяет и раскрывает такого рода характеристики. По его мнению, управленческое решение следует считать качественным, если оно отвечает требованиям научной обоснованности, непротиворечивости, своевременности, адаптивности, реальности.
Другие ученые утверждают, что качественным управленческое решение является тогда, когда исполнение данного решения соответствует цели (предназначению) организации (института), ее интересам, когда решение исполнимо и позволяет решить поставленную задачу или существующую проблему. В частности, С.А. Братченко под мерой качества управленческого решения рассматривает то, насколько реализация этого решения способна решить поставленную задачу или существующую проблему, а также то, насколько в этом решении учтены многообразные факторы риска. На невозможность оценить качество управленческой деятельности без четкого представления о ее ценностно-целевой направленности указывают Е.В. Охотский и С.С. Фролов, которые отмечают, что «в управлении нельзя разрывать замысел, целевую установку, производительность, результат и пользу».