Дата публикации: 04.09.2025

Искусственный интеллект как субъект уголовно-правового противодействия незаконному сбыту наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов с использованием информационно-телекоммуникационных технологий

Аннотация

Цель: исследование возможности внедрения искусственного интеллекта и нейросетевых технологий в уголовноправовое противодействие незаконному распространению наркотических средств и психотропных веществ с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Методология: изучение и анализ имеющихся в свободном доступе сведений о государственных системах сбора данных о совершенных и готовящихся преступлениях в области противодействия терроризму и коррупции; формально-юридический и технико-юридический методы. Выводы: отмечается, что в условиях замедления эффективности правоприменительной деятельности и возросшего отставания технологических возможностей правоохранительных органов от преступных сообществ созрели условия для внедрения технологий искусственного интеллекта в качестве субъекта уголовно-правового противодействия незаконному сбыту наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Научная и практическая значимость: в работе представлен современный взгляд на необходимость внедрения государственной информационной системы противодействия незаконному распространению психоактивных веществ по аналогии с государственной системой «Посейдон», притом, что все необходимые составляющие для этого уже имеются. По убеждению автора, данная система позволит повысить эффективность уголовно-правового противодействия наркотизации общества.




Актуальность исследования искусственного интеллекта как субъекта уголовно-правового противодействия незаконному сбыту наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (далее – наркотики) с использованием информационно-телекоммуникационных технологий обусловлена значительным отставанием в развитии, модернизации средств и методов уголовно-правового противодействия незаконному обороту наркотиков от таких сопоставимых угроз национальной безопасности, как коррупция и терроризм.

История следственной и судебной практики свидетельствует о том, что вслед за развитием техники и технологий возникают новые угрозы общественной безопасности, которые создаются на основе и с использованием указанных новаций. Сегодня уже никто не удивляется киберпреступлениям, совершаемым с использованием отдельных новейших средств информационно-телекоммуникационных технологий и искусственного электронного интеллекта.

На фоне продолжающегося роста количества преступлений, связанных со сбытом наркотиков с использованием информационных технологий, следует признать, что правоохранительные органы не способны радикально повлиять на сложившуюся ситуацию, поскольку работают старыми привычными методами.

По нашему мнению, следует радикально изменить структуру и содержание организации противодействия незаконному сбыту наркотиков с использованием информационно-телекоммуникационных сетей. Для этого необходимо создать единый центр по постоянному мониторингу сети «Интернет» и сотового телефон-контента. Единый центр необходим для оптимизации средств на его создание и содержание, поскольку создание таких подразделений в каждом регионе будет значительно дороже, да и обеспечить их соответствующим оборудованием, а также подобрать специалистов соответствующей квалификации во все центры не представляется возможным. Кроме того, Интернет не имеет административно-территориальную идентификацию, что не позволит региональным органам соблюдать территориальную подведомственность.

Данный единый федеральный центр должен отслеживать все контакты подозрительных IT на предмет распространения наркотиков, адресов и снимать с них обезличенность, т.е. устанавливать действительные имена, номера телефонов и административные адреса проживания их пользователей, а также контролировать маршруты движения наркотиков. Кроме того, это даст возможность отслеживать финансовые транзакции в оплату полученных наркотиков в обратном направлении между теми же субъектами. Соответствующая аппаратура в России имеется и уже запущена в работу по противодействию терроризму.

Список литературы

1. Валиуллин Л.З. К вопросу о совершенствовании механизма противодействия преступлениям в сфере незаконного оборота наркотиков, совершаемым лицами с использованием информационно-коммуникационных технологий / Л.З. Валиуллин, А.Ю. Черкесов // Журнал прикладных
2. Ефимова А. Хакеру из России дали в США семь лет за взлом сайтов американских компаний / А. Ефимова // РИА «Новости». URL: <a href="https://www.gazeta.ru/social/2020/09/30/13273543.shtml" target="_blank">https://www.gazeta.ru/social/2020/09/30/13273543.shtml</a> (дата обращения: 02.02.2024).
3. Кабанов К.В. Как работает кремлевский антикоррупционный проект «Посейдон» / К.В. Кабанов // URL: <a href="https://ura.news/ar-ticles/1036284502" target="_blank">https://ura.news/ar-ticles/1036284502</a> (дата обращения: 02.02.2024).

Остальные статьи