Дата публикации: 04.09.2025

К вопросу профессиональной подготовки осужденных подростков

Аннотация

Многие образовательные учреждения постоянно и целенаправленно изучают пути повышения эффективности обучения учащихся будущей профессии. Методические изыскания направлены на поиск мотива, форм и методов активизации процесса обучения и выработку самостоятельности у учащихся. В статье выявлены психологические условия, определяющие развитие положительной мотивации на получение профессии и получение у осужденных подростков профессиональных знаний. Для подтверждения гипотезы было организовано и проведено исследование уровня мотивации учения и мотивов на получение профессии. Цель исследования – изучить мотивационный компонент обучения осужденных подростков. В исправительных учреждениях организуется обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него. Актуальность проблемы связана с увеличением требований к уровню подготовки осужденных подростков к трудовой деятельности. Совершенствование личности и создание условий для получения профессии в местах лишения свободы являются формированием мотивации. Цель работы – изучение мотивации к профессиональной подготовке осужденных подростков и подготовленности к освобождению. Как и все граждане Российской Федерации, осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в исправительных учреждениях, имеют право на получение профессионального образования. В соответствии со ст. 112 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования. Образовательный процесс в исправительных учреждениях осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».




Современное общество предъявляет повышенные требования к самостоятельности человека на получение профессии. При выходе на свободу подростку необходимо иметь профессию для трудоустройства. Добровольно выбранный вид труда превращает профессии и специальности в деятельность полезную.

Проблема мотивации и самомотивации на получение профессии имеет важное значение к подготовленности к освобождению подростка из мест отбывания наказания. Самомотивация – это внутреннее стремление человека к деятельности, к завоеванию каких-либо достижений. При анализе мотивов деятельности выделена направленность на получение профессии путем самообразования. Мотивы самообразования подростков связываются с целями и перспективами выбора профессии.

Постановка проблемы, цель статьи, обзор научной литературы по проблеме

 Методологическую основу исследования составляли исследования, основанные на анализе работ зарубежных и российских авторов, таких как Э. Пайнс, К. Маслач, И.П.  Марченко, А.Н. Леонтьев. Исходным предметом может выступать новый подход к процессу изучения проявлений мотивации к получению профессиональных знаний у несовершеннолетних. Изучение мотивации к получению профессиональных знаний обусловлено совокупностью внутренних причин и внешних условий. Особое место в жизни воспитанника занимает период, предшествующий освобождению. В пенитенциарной системе существует проблема готовности осужденных к освобождению, и она актуальна. Происходящие изменения в обществе требуют профессиональной подготовки осужденных к жизни на свободе на новом уровне современных знаний. Учебная деятельность может управляться профессиональной мотивацией. Существует последовательность взаимосвязанных процедур и действий процесса самомотивации.

Существует мотивация содержания, имеющая интерес, и мотивация-процесс, который имеет свои уровни (творческий, исполнительский и поисково-исполнительский). Мотивация учения определяется показателями (становлением учения, отношением к учению, соотношением познавательных и социальных мотивов, отношением к учебным предметам). Важно определить, как мотивировать осужденных на повышение самомотивации в стремлении человека к учебной деятельности. Учащиеся, которые отличаются склонностью к самостоятельности, ригидности и авторитарности, обнаруживают снижение профессиональной направленности.

Список литературы

1. Акмеология. Методологические и методические проблемы. Вып. 19 / под редакцией Н.В. Кузьминой, Е.Н. Жариновой. Санкт-Петербург : Центр стратегических исследований, 2012. 98 с.
2. Акмеология. Методологические и методические проблемы. Вып. 26 / под редакцией Н.В. Кузьминой, Е.Н. Жариновой. Санкт-Петербург : Центр стратегических исследований, 2015. 80 с.
3. Акопов Г.В. Социальная психология высшего образования / Г.В. Акопов ; под редакцией А.Л. Свенцинского. Москва : Издательство Московского педагогического института, 1993. 212 с.
4. Бакурадзе А. Ведущий мотив – достижение успеха / А. Бакурадзе // Директор школы. 2009. № 6. С. 20–24.
5. Братусь Б.С. Смысловая сфера личности / Б.С. Братусь // Психология личности. 2000. № 4. С. 130–138.
6. Вартанова И.И. К проблеме мотивации учебной деятельности / И.И. Вартанова // Вестник Московского университета. 2000. № 4. С. 33–41.
7. Врублевская М.М. Профориентационная работа в школе: Методические рекомендации / М.М. Врублевская, О.В. Зыкова. Москва : МаГУ, 2004. 80 с.
8. Забродин Ю.М. Готовность российской молодежи к выбору профессиональной карьеры / Ю.М. Забродин // Школа и производство. 1999. № 6. С. 86–91.
9. Зверева Г.Ю. Развитие у школьников мотивации к учению / Г.Ю. Зверева // Молодой ученый. 2015. № 22 (102). С. 787–792.
10. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхина. Москва : Педагогика, 1992. 306 с.
11. Ольшанский В. Старшеклассник в изменяющемся мире: Социологическое исследование / В. Ольшанский // Народное образование. 2000. № 3. С. 117–120.

Остальные статьи