К вопросу профессиональной подготовки осужденных подростков
Аннотация
Многие образовательные учреждения постоянно и целенаправленно изучают пути повышения эффективности обучения учащихся будущей профессии. Методические изыскания направлены на поиск мотива, форм и методов активизации процесса обучения и выработку самостоятельности у учащихся. В статье выявлены психологические условия, определяющие развитие положительной мотивации на получение профессии и получение у осужденных подростков профессиональных знаний. Для подтверждения гипотезы было организовано и проведено исследование уровня мотивации учения и мотивов на получение профессии. Цель исследования – изучить мотивационный компонент обучения осужденных подростков. В исправительных учреждениях организуется обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него. Актуальность проблемы связана с увеличением требований к уровню подготовки осужденных подростков к трудовой деятельности. Совершенствование личности и создание условий для получения профессии в местах лишения свободы являются формированием мотивации. Цель работы – изучение мотивации к профессиональной подготовке осужденных подростков и подготовленности к освобождению. Как и все граждане Российской Федерации, осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в исправительных учреждениях, имеют право на получение профессионального образования. В соответствии со ст. 112 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования. Образовательный процесс в исправительных учреждениях осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Вопросы ювенальной юстиции № 03/2025 |
Страницы | 26-29 |
DOI | 10.18572/2072-3695-2025-3-26-29 |
Современное общество предъявляет повышенные требования к самостоятельности человека на получение профессии. При выходе на свободу подростку необходимо иметь профессию для трудоустройства. Добровольно выбранный вид труда превращает профессии и специальности в деятельность полезную.
Проблема мотивации и самомотивации на получение профессии имеет важное значение к подготовленности к освобождению подростка из мест отбывания наказания. Самомотивация – это внутреннее стремление человека к деятельности, к завоеванию каких-либо достижений. При анализе мотивов деятельности выделена направленность на получение профессии путем самообразования. Мотивы самообразования подростков связываются с целями и перспективами выбора профессии.
Постановка проблемы, цель статьи, обзор научной литературы по проблеме
Методологическую основу исследования составляли исследования, основанные на анализе работ зарубежных и российских авторов, таких как Э. Пайнс, К. Маслач, И.П. Марченко, А.Н. Леонтьев. Исходным предметом может выступать новый подход к процессу изучения проявлений мотивации к получению профессиональных знаний у несовершеннолетних. Изучение мотивации к получению профессиональных знаний обусловлено совокупностью внутренних причин и внешних условий. Особое место в жизни воспитанника занимает период, предшествующий освобождению. В пенитенциарной системе существует проблема готовности осужденных к освобождению, и она актуальна. Происходящие изменения в обществе требуют профессиональной подготовки осужденных к жизни на свободе на новом уровне современных знаний. Учебная деятельность может управляться профессиональной мотивацией. Существует последовательность взаимосвязанных процедур и действий процесса самомотивации.
Существует мотивация содержания, имеющая интерес, и мотивация-процесс, который имеет свои уровни (творческий, исполнительский и поисково-исполнительский). Мотивация учения определяется показателями (становлением учения, отношением к учению, соотношением познавательных и социальных мотивов, отношением к учебным предметам). Важно определить, как мотивировать осужденных на повышение самомотивации в стремлении человека к учебной деятельности. Учащиеся, которые отличаются склонностью к самостоятельности, ригидности и авторитарности, обнаруживают снижение профессиональной направленности.