Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ по вопросам помещения несовершеннолетних в центры временного содержания и учреждения закрытого типа
Аннотация
Статья содержит анализ позиции Пленума Верховного Суда РФ по вопросам рассмотрения материалов в порядке, предусмотренном главами 31.2 и 31.3 КАС РФ, отраженной в Постановлении от 25 июня 2024 г. № 20. Отмечается высокая практическая значимость толкующего акта, привнесшего конкретику и унификацию в рассмотрение административных исков как с точки зрения принимаемых судом доказательств, так и круга лиц, которые могут и должны участвовать в суде. В числе наиболее важных положений отмечены разъяснения о том, что благополучие несовершеннолетнего должно служить определяющим фактором при принятии судом решения о его помещении в учреждение закрытого типа или центр временного содержания. Критически оценивается использование Пленумом оценочных дефиниций при определении сроков совершения судом отдельных процессуальных действий.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Вопросы ювенальной юстиции № 03/2025 |
Страницы | 17-21 |
DOI | 10.18572/2072-3695-2025-3-17-21 |
Аккумулируя нормы, регламентирующие основания и порядок помещения несовершеннолетних в учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (далее – учреждение закрытого типа) и в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (далее – центр временного содержания), Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Закон № 120-ФЗ) установил материально-правовую основу принятия судом решения о направлении подростков в учреждения специального назначения.
Отличаясь комплексностью и системностью, указанный акт крайне фрагментарно регулирует процедуру рассмотрения материалов, влекущих решения, ограничивающие конституционные права и свободы несовершеннолетних, что вызывало критические замечания ученых и дезориентировало судей, вынужденных по каждому делу решать вопросы допустимости применения процессуальной аналогии и отраслевой принадлежности применяемых процессуальных норм (уголовное, административное или гражданское).
Дополнив в 2022 г. Кодекс административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) главами 31.2 и 31.3, нормы которых установили порядок производства по делам, связанным с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания и в учреждении закрытого типа, Федеральный закон от 21 ноября 2022 г. № 445-ФЗ восполнил пробел правового регулирования, но не снял всех вопросов, возникающих у судов при принятии соответствующих процессуальных актов. Решению указанной задачи (что напрямую следует из названия документа и заявлено в преамбуле), призвано Постановление № 20 (далее – Постановление), принятое Пленумом Верховного Суда РФ 25 июня 2024 г.
Исходя из того, что любой документ высшей судебной инстанции, принятый на уровне Пленума, не меняя нормативных предписаний, de facto выступает «толкующим» источником права, наполняя текст закона «живым содержанием» и привнося судейский опыт в регулирование сложных отношений, проанализируем основные положения нового акта.
Дублируя в п. 1 Постановления нормы Закона № 120-ФЗ, конкретизирующие цели помещения несовершеннолетнего в центр временного содержания (абз. 1) и учреждение закрытого типа (абз. 2), Пленум, обращая внимание судов на репрессивный характер означенных мер, ограничивающих подростка в правах и свободах, значимых для формирования личности, исключает упрощенное (письменное) производство рассмотрения соответствующих материалов (п. 2 Постановления).