Специальный правовой режим партнерского финансирования: правовые пробелы и пути совершенствования
Аннотация
В условиях непрекращающегося санкционного давления на Российскую экономику и, как следствие, повышения ключевой ставки Центральным банком Российской Федерации до исторического максимума в 21%, а также в связи с уходом больших «игроков» на инвестиционном рынке возникла потребность в поиске и решении главной задачи — привлечение капитала в крупные инфраструктурные проекты. Вместе с тем повышенная ключевая ставка, направленная на сдерживание инфляции в стране, зачастую не позволяет привлечь заемные денежные средства в виде займов под процент от кредитных организаций. Данные факторы, по нашему мнению, стали предпосылками к разработке и принятию в 2023 г. Федерального закона от 4 августа 2023 г. № 417-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию в отдельных субъектах Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В настоящем исследовании будут рассмотрены некоторые правовые пробелы и пути совершенствования специального правового режима партнерского финансирования.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Банковское право № 03/2025 |
Страницы | 51-57 |
УДК | 336.71+346.6 |
DOI | 10.18572/1812-3945-2025-3-51-57 |
Основой партнерского финансирования является исламский банкинг. Понятие исламского банкинга возникло в конце XX в. и трактовалось как совокупность банков, применяющих систему беспроцентных кредитных продуктов в качестве займа. Е.А. Токмаков в своей работе предложил рассматривать исламский банкинг как «совокупность кредитных организаций и национального банка как мегарегулятора, действующих на основе законов шариата и имеющих социальную направленность, в рамках утвержденной денежно-кредитной политики в каждой отдельной стране и обеспечивающих перераспределение денежных ресурсов в интересах общества».
Рынок исламских финансов является одним из самых быстрорастущих секторов мировой экономики. По состоянию на 2024 г. объем данного рынка составил более 4 трлн долларов США. Это обусловлено рядом факторов, таких как: запрет на взимание процентов, запрет на спекуляцию, запрет на инвестирование в некоторые отрасли экономики (оружие, производство свинины, производство и продажа табака и алкоголя и др.). При этом, исходя из нынешней обстановки на рынке, интерес к исламскому банкингу возникает не только в традиционных странах, исповедующих ислам, но и в некоторых европейских странах (Великобритания, Люксембург и др.). Все это свидетельствует о том, что механизм исламского банкинга становится все более привлекательным и лояльным для потенциальных инвесторов, в том числе на территории Российской Федерации.
В Российской Федерации исламский банкинг берет свое начало с 90-х годов XX в. Это связано с деятельностью Международного Коммерческого Банка «Бадр-Форте Банк» (Закрытое акционерное общество), специализирующегося на оказании банковских услуг по нормам исламского финансирования. Банк взаимодействовал преимущественно с партнерами из развивающихся стран Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока, прекратив в 2006 г. свое существование в связи с неоднократными нарушениями Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Вместе с тем, как отмечает Г.Ф. Ручкина: «исламский банкинг не равно партнерское финансирование, поскольку в основе исламского банкинга лежат нормы шариата, а в Российской Федерации как в светском государстве, где ни одна религия не может быть признана государственной или законодательной (ст. 14 Конституции Российской Федерации), законодатель решил уравнять стороны в общественных отношениях, наделив их статусом партнеров».
Также стоит обратить внимание, что, как считает М.И. Филимонов, «при использовании в Российской Федерации модели партнерского финансирования законодатель не ограничивает себя нормами той или иной религии, что в будущем, возможно, позволит использовать правовые нормы, основанные на других этических принципах, будь то православие, иудаизм или иное».