Внедрение цифровых валют центральных банков в странах БРИКС: правовые вызовы
Аннотация
В статье анализируются усилия стран БРИКС по созданию правовой базы для национальных цифровых валют центральных банков (CBDC) и их интеграции в национальные финансовые системы. Особое внимание уделяется различиям в подходах стран БРИКС к формированию правового режима цифровых валют. Исследование демонстрирует, что правовая инфраструктура развивается параллельно с технологическими инновациями, формируя основу для новой финансовой архитектуры.
Тип | Статья |
Издание | Банковское право № 03/2025 |
Страницы | 38-43 |
УДК | 341.16+336.744 |
DOI | 10.18572/1812-3945-2025-3-38-43 |
С момента создания БРИКС развитие сотрудничества в финансовой сфере стало одним из ключевых направлений деятельности организации. Особое внимание уделяется снижению зависимости от доллара и увеличению доли расчетов в национальных валютах. В последние годы активно обсуждается возможность использования национальных цифровых валют центральных банков (CBDC) для трансграничных расчетов между странами БРИКС. Перспективы использования CBDC в трансграничной торговле между странами БРИКС во многом зависят от готовности этих стран к созданию национальных CBDC.
Все страны БРИКС демонстрируют высокий интерес к CBDC, но находятся на разных этапах их разработки и внедрения. Если Египет и Эфиопия только заявили о своих намерениях изучать CBDC, то большинство стран БРИКС уже запустили исследовательские или пилотные проекты. Внедрение CBDC предполагает не только техническую, но и правовую подготовку, охватывающую вопросы финансового регулирования, защиты прав пользователей и трансграничного взаимодействия. Так как каждая страна разрабатывает уникальные по своему дизайну модели CBDC, опираясь на свои экономические реалии и приоритеты, разнятся и подходы к их правовому регулированию.
В настоящее время правовая база CBDC во всех странах БРИКС находится в стадии формирования. При этом можно условно выделить несколько этапов, связанных с принятием документов, имеющих правовое значение. На первом этапе, как правило, принимаются стратегические документы, выражающие стремление страны к созданию национальных CBDC и запускающие процесс их исследования. Так, Национальный банк Эфиопии в конце 2023 г. объявил о начале исследований CBDC в рамках своей стратегии по совершенствованию системы электронных платежей, модернизации существующей системы управления валютой и содействию финансовой доступности. Египет в 2024 г. обнародовал проект «Важнейшие стратегические направления развития египетской экономики на новый президентский срок (2024–2030)», в котором в качестве одной из ключевых целей указано введение е-фунта к 2030 г. Для этих стран принятие такого рода документов является скорее декларацией о намерениях, чем конкретным планом развития национальных CBDC.
Стратегические документы могут представлять собой и дорожные карты, в которых четко сформулированы запланированные мероприятия и сроки их реализации. Так, Центральный банк ОАЭ в марте 2023 г. анонсировал «Стратегию цифровой валюты центрального банка — цифрового дирхама», которая является одной из ключевых инициатив «Программы трансформации финансовой инфраструктуры» и основывается на предыдущем успешном опыте участия ОАЭ в международных проектах с использованием CBDC, таких как Aber и mBridge.
Дорожная карта может стать и результатом продолжительных исследований, как показал опыт Южной Африки. В 2018 г. начались первые исследования возможности использования технологии распределенных реестров для оптовых платежей в рамках проекта Khokha 1. В 2021 г. Южноафриканский резервный банк запустил проект Khokha 2 для тестирования выпуска долговых инструментов и расчетов по ним с использованием оптовой CBDC и оптового расчетного токена. В этом же году начались исследования целесообразности использования розничных CBDC в качестве электронного законного платежного средства в дополнение к наличным деньгам. В апреле 2024 г. была опубликована Дорожная карта цифровых платежей, в которой на следующие два года запланировано продолжение изучения осуществимости оцифровки денег / наличных денег и варианты использования оптовых CBDC.