Влияние международной ассоциации свопов и деривативов на российскую договорную практику и эволюцию отечественного законодательства в области производных финансовых инструментов
Аннотация
В статье анализируется вклад, который внесла Международная ассоциация свопов и деривативов (МАСД) в договорное и законодательное регулирование российского рынка внебиржевых производных инструментов. Авторы выделяют три направления влияния МАСД в этом контексте. Во-первых, стандартная документация МАСД широко применялась отечественными кредитными организациями для заключения сделок на международном рынке деривативов. Во-вторых, типовые формы договоров МАСД использовались в качестве базы для разработки российского аналога, получившего известность как документация РИСДА. В-третьих, МАСД принимала непосредственное участие в формировании отечественного правового режима для ликвидационного неттинга и финансового обеспечения. В заключение делается вывод о том, что на фоне односторонних санкций, введенных недружественными государствами в отношении российского финансового сектора, в том числе крупнейших отечественных банков, роль МАСД будет ослабевать.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Банковское право № 03/2025 |
Страницы | 30-37 |
УДК | 34.09 |
DOI | 10.18572/1812-3945-2025-3-30-37 |
1. Заключение российскими сторонами сделок на основе стандартной документации МАСД
В сфере разработки стандартной документации трансграничная направленность деятельности Международной ассоциации по свопам и деривативам (МАСД) проявилась в публикации стандартного рамочного договора 1992 г. (1992 ISDA MA), изначально нацеленного на сделки между контрагентами из разных стран. Спустя десять лет МАСД опубликовала унифицированную версию своего типового рамочного договора, которая могла применяться не только для трансграничных сделок с деривативами, но и в отношениях между контрагентами из одной юрисдикции (2002 ISDA MA).
Столкнувшись с необходимостью совершения сделок с производными инструментами на международном рынке, отечественные кредитные организации отдали предпочтение типовым формам договоров, разработанным именно этой организацией. Мы можем косвенно судить о востребованности 1992 ISDA MA и 2002 ISDA MA в России по материалам отечественной судебной практики. Так, в решении по спору между российским Банком по поводу операций конвертации валюты судом было отмечено, что для проведения такого рода сделок корейскому юридическому лицу необходимо вступить в договорные отношения с новым контрагентом на основе документации МАСД, что требует длительной подготовки.
Из другого спора по финансовым сделкам, рассмотренного российским судом, следует, что 16 августа 2016 г. между ПАО «Совкомбанк» и английской компанией J.P. Morgan было заключено 2002 ISDA MA. При этом до введения ограничительных мер контрагенты активно совершали операции на основе этого рамочного договора, поскольку у иностранного банка образовалась задолженность по соглашению перед российской кредитной организацией в размере 8 391 792,98 долларов США. Документация МАСД применялась не только для сделок на международном межбанковском рынке, но и использовалась в отношениях между российскими банками и их зарубежными дочерними организациями. Так, Банк ВТБ (ПАО) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к OWH SE i.L. Своим определением российский суд, в частности, запретил инициировать разбирательство в Высоком суде Гонконга, Гонконгском международном арбитражном центре по вопросам, возникающим из соглашения об урегулировании обязательств, которым были прекращены неисполненные сделки по генеральному соглашению МАСД.
Свидетельством активного использования документации МАСД отечественными банками в своих трансграничных отношениях на внебиржевом рынке деривативов является решение, вынесенное в Высоком суде Лондона по спору VEB v Barclays. Как следует из материалов дела, в 2005 г. стороны заключили рамочное соглашение по форме МАСД и включили в него арбитражную оговорку, согласно которой все споры между сторонами должны рассматриваться в Лондонском арбитраже. До введения санкций в отношении ВЭБ.РФ соглашение использовалось сторонами для заключения сделок «валютный своп», а после попадания отечественной корпорации развития в иностранные санкционные списки между сторонами возникли разногласия относительно способа разрешения споров из рамочного договора МАСД.