Финансовые и правовые механизмы для привлекательности экспорта образования: необходимое условие современного этапа развития Российской Федерации
Аннотация
В статье уделяется внимание вопросам создания финансового механизма экспорта образования в страны ШОС, БРИКС, ЕАЭС для обеспечения студенческой и профессорскопреподавательской мобильности. На основе анализа современной системы образования, трендов ее реформирования на современном этапе развития цифровой экономики анализируются образовательные практики, применявшиеся в СССР по экспорту национального образования с целью совершенствования высшего образования в России. Делается ключевой вывод о необходимости использования советского опыта экспорта образования в новой редакции «Стратегии развития профессионального образования Российской Федерации до 2030 года».
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Банковское право № 03/2025 |
Страницы | 7-15 |
УДК | 34.09 |
DOI | 10.18572/1812-3945-2025-3-7-15 |
Экспорт образования как источник доходов и инструмент укрепления геополитического влияния
На современном этапе развития многополярного мира особую значимость приобретает «мягкая сила» — распространение языка, культуры и ценностей страны за ее пределы, основным инструментом которой следует считать национальную систему образования. Причем экспорт образования — это не только источник доходов, но и инструмент укрепления геополитического влияния. Именно так и поступают страны англо-саксонской системы, распространяя на весь остальной мир собственные образовательные стандарты, создавая по определенным критериям международные рейтинговые системы и определяя в них места национальных вузов всех стран мира, присоединившихся к «гонке за рейтинги». В такой новой ситуации для себя оказались практически все страны мира, поэтому часть государств с высоким уровнем социально-экономического развития, понимая всю значимость системы образования для развития новой цифровой экономики и конкурентоспособности собственной страны на международной арене, начали еще в 1980–1990-х годах создавать специализированные государственные программы, направленные на быстрое развитие именно собственных образовательных организаций, так называемые инициативы академического превосходства (University Excellence Initiatives). Их сущность заключается в целенаправленной государственной финансовой и организационной поддержке ведущих вузов для достижения ими высоких позиций в международных рейтингах, развития инноваций и усиления влияния на мировой арене. На сегодняшний день такие программы существуют уже более чем в 40 странах. В качестве примера можно привести немецкую Excellence Strategy (Стратегию превосходства), цель которой заключается в укреплении позиций Германии как значимого исследовательского центра в долгосрочной перспективе и повышении международной конкурентоспособности страны на международном рынке образовательных услуг. Данная стратегия является продолжением развития немецких университетов, начатого в рамках инициативы «Совершенство» (2005–2017/19).
Прибыль и рентабельность образования как особой сферы рыночных отношений
С 2010 г. начинается новый этап, связанный с созданием в различных странах региональных образовательных центров в связи с обозначившимся ростом и масштабированием трансграничного образования, а также необходимостью регионализации высшего образования и повышением ключевой роли высшего образования в экономике знаний. Образование в большинстве стран мира начало представлять особую сферу рыночных отношений, в которой действует те же правила, что и в других сферах экономики, а именно вопросы прибыли и рентабельности. Именно с этого года началось участие государств в международных рейтингах высшего образования, создаваемых в большинстве своем странами англо-американской системы права. Одним из критериев значимости вуза является международная мобильность. При этом привлекательность Болонской системы, в том числе, была и в мобильности студентов и преподавателей, позволяющей учиться по кредитной системе в других странах, также входящих в конгломерат государств, придерживающихся ее принципов и постулатов.
После выхода из Болонского процесса Российской Федерации начался переход к созданию собственной системы вузовского образования на основе национального дореволюционного и советского опыта, а также лучших зарубежных практик, «введение» в действие которой должно состояться 1 сентября 2026 г., когда в России будет установлена новая система ступеней вузовского образования: «базовое высшее образование», «специализированное высшее образования» (программы магистратуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки) и «профессиональное образование» (аспирантура). Такая система позволит и дальше развивать экономику предложений, «которая нацелена на создание современных индустриальных мощностей и отраслей, основанных на перспективных технологиях, для чего понадобится обновление инфраструктуры, наращивание производительных сил за счет квалифицированных кадров».