Дата публикации: 04.09.2025

Финансовые и правовые механизмы для привлекательности экспорта образования: необходимое условие современного этапа развития Российской Федерации

Аннотация

В статье уделяется внимание вопросам создания финансового механизма экспорта образования в страны ШОС, БРИКС, ЕАЭС для обеспечения студенческой и профессорскопреподавательской мобильности. На основе анализа современной системы образования, трендов ее реформирования на современном этапе развития цифровой экономики анализируются образовательные практики, применявшиеся в СССР по экспорту национального образования с целью совершенствования высшего образования в России. Делается ключевой вывод о необходимости использования советского опыта экспорта образования в новой редакции «Стратегии развития профессионального образования Российской Федерации до 2030 года».




Экспорт образования как источник доходов и инструмент укрепления геополитического влияния

На современном этапе развития многополярного мира особую значимость приобретает «мягкая сила» — распространение языка, культуры и ценностей страны за ее пределы, основным инструментом которой следует считать национальную систему образования. Причем экспорт образования — это не только источник доходов, но и инструмент укрепления геополитического влияния. Именно так и поступают страны англо-саксонской системы, распространяя на весь остальной мир собственные образовательные стандарты, создавая по определенным критериям международные рейтинговые системы и определяя в них места национальных вузов всех стран мира, присоединившихся к «гонке за рейтинги». В такой новой ситуации для себя оказались практически все страны мира, поэтому часть государств с высоким уровнем социально-экономического развития, понимая всю значимость системы образования для развития новой цифровой экономики и конкурентоспособности собственной страны на международной арене, начали еще в 1980–1990-х годах создавать специализированные государственные программы, направленные на быстрое развитие именно собственных образовательных организаций, так называемые инициативы академического превосходства (University Excellence Initiatives). Их сущность заключается в целенаправленной государственной финансовой и организационной поддержке ведущих вузов для достижения ими высоких позиций в международных рейтингах, развития инноваций и усиления влияния на мировой арене. На сегодняшний день такие программы существуют уже более чем в 40 странах. В качестве примера можно привести немецкую Excellence Strategy (Стратегию превосходства), цель которой заключается в укреплении позиций Германии как значимого исследовательского центра в долгосрочной перспективе и повышении международной конкурентоспособности страны на международном рынке образовательных услуг. Данная стратегия является продолжением развития немецких университетов, начатого в рамках инициативы «Совершенство» (2005–2017/19).

Прибыль и рентабельность образования как особой сферы рыночных отношений

С 2010 г. начинается новый этап, связанный с созданием в различных странах региональных образовательных центров в связи с обозначившимся ростом и масштабированием трансграничного образования, а также необходимостью регионализации высшего образования и повышением ключевой роли высшего образования в экономике знаний. Образование в большинстве стран мира начало представлять особую сферу рыночных отношений, в которой действует те же правила, что и в других сферах экономики, а именно вопросы прибыли и рентабельности. Именно с этого года началось участие государств в международных рейтингах высшего образования, создаваемых в большинстве своем странами англо-американской системы права. Одним из критериев значимости вуза является международная мобильность. При этом привлекательность Болонской системы, в том числе, была и в мобильности студентов и преподавателей, позволяющей учиться по кредитной системе в других странах, также входящих в конгломерат государств, придерживающихся ее принципов и постулатов.

После выхода из Болонского процесса Российской Федерации начался переход к созданию собственной системы вузовского образования на основе национального дореволюционного и советского опыта, а также лучших зарубежных практик, «введение» в действие которой должно состояться 1 сентября 2026 г., когда в России будет установлена новая система ступеней вузовского образования: «базовое высшее образование», «специализированное высшее образования» (программы магистратуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки) и «профессиональное образование» (аспирантура). Такая система позволит и дальше развивать экономику предложений, «которая нацелена на создание современных индустриальных мощностей и отраслей, основанных на перспективных технологиях, для чего понадобится обновление инфраструктуры, наращивание производительных сил за счет квалифицированных кадров».

Список литературы

1. Глобальная конкурентоспособность образования: лучшие зарубежные практики : монография / Г.Ф. Ручкина, А.В. Попова [и др.] ; под редакцией Г.Ф. Ручкиной. Москва : Русайнс, 2023. 214 с.
2. Гусевская Н.Ю. Экспорт российского образования в современных реалиях: проблемы и перспективы / Н.Ю. Гусевская // Государственная власть и местное самоуправление. 2022. № 11. С. 23–27. DOI: 10.18572/1813-1247-2022-11-23-27
3. Егорова М.А. Совершенствование механизмов координации и системного руководства взаимодействием между государственными структурами и образовательными организациями высшего образования в мероприятиях по привлечению иностранных граждан на обучение / М.А. Его
4. Канунникова А.М. Интернационализация высшего образования России в современных условиях / А.М. Канунникова // Вестник Евразийской науки. 2023. Т. 15. № 2.
5. Канунникова А.М. Повышение международной конкурентоспособности высшего образования России / А.М. Канунникова, И.С. Мога // Вестник Евразийской науки. 2022. Т. 14. № 2.
6. Карпинская Е., Бочаров И. Онлайн-каналы продвижения российских университетов на мировом рынке образовательных услуг. Итоги круглого стола РСМД / Е. Карпинская, И. Бочаров // Российский совет по международным делам (РСМД). 2020. 19 августа.
7. Краснова Г.А. Модель экспорта образования: совместные образовательные программы / Г.А. Краснова, А.А. Байков, Е.Я. Арапова // Аккредитация в образовании. 2018. № 1 (101). С. 38–41.
8. Лебедева Т.В. Высшее образование Российской Федерации в условиях интернационализации образовательной среды: нормативно-правовое обеспечение / Т.В. Лебедева // Миграционное право. 2022. № 3. С. 25–36. DOI: 10.18572/2071-1182-2022-3-25-36
9. Попова А.В. Совершенствование правового регулирования российской системы высшего образования VS международные рейтинговые системы / А.В. Попова // Правовое государство: теория и практика. 2021. № 3. С. 240–254. DOI: <a href="https://doi.org/10.33184/pravgos-2021.3" target="_blank">https://doi.org/10.33184/pravgos-2021.3</a>
10. Рожкова А.Ю. Организационно-правовая природа EDTECH-платформ в подготовке и сертификации персонала / А.Ю. Рожкова, Ю.В. Данейкин // Beneficium. 2022. № 1 (42). С. 47–58.

Остальные статьи