Дата публикации: 04.09.2025

Виртуальная реальность: революция в немецкой туристической отрасли

Аннотация

Туристическая отрасль Германии, несмотря на наличие сдерживающих факторов, сегодня переживает настоящий бум. Немалую лепту в этот процесс внесла цифровизация. В этой связи по-настоящему революционной для туризма можно назвать технологию виртуальной реальности, которая не только открывает заново мир для любителей туризма, но и существенно меняет маркетинговые подходы в туриндустрии. В статье рассматриваются различные типы виртуальной реальности, которые представляют интерес для туриндустрии и уже берутся на вооружение наиболее продвинутыми компаниями и отдельными предпринимателями. Их опыт, безусловно, будет полезен для нашей страны, где туризму придается все большее значение как важному фактору развития экономики и повышения уровня жизни российских граждан.




Если экономика Германии в целом в последние годы не отличается заметным темпом роста, а некоторые отрасли даже находятся в стадии рецессии, туризм продолжает динамично развиваться, о чем свидетельствуют данные Федерального статистического ведомства Destatis. Так, в 2024 г. туристическая отрасль Германия установила новый рекорд по количеству реализованных ночевок — 496,1 млн, а это на 1,9% ночевок больше, чем в 2023 г., и на 0,1% больше, чем в рекордном 2019 г. (накануне пандемии коронавируса). Только в декабре предприятия гостиничного сервиса зарегистрировали 31 млн ночевок (на 3,6% больше, чем в декабре предыдущего года). Следует отметить, что аналогичную динамику можно наблюдать и в первые месяцы наступившего 2025 г. В свою очередь, по данным Немецкой туристической ассоциации (нем. Deutscher Reiseverband, сокр. DRV), в 2024 г. немцы потратили на путешествия 83,4 млрд евро (на 5,6% больше, чем в 2023 г.). Что касается доходов Германии от международного туризма, то в 2024 г. они превысили показатели предыдущего года на 2,1 млрд евро.

Таким образом, несмотря на наличие различного рода сдерживающих факторов (природных, экономических, политических и др.), немецкая туриндустрия не только в основном преодолела негативные последствия пандемии коронавируса, но и получила новые импульсы для своего развития. Так, сегодня можно уже говорить о трех главенствующих тенденциях (трендах) в развитии немецкого туризма до 2030 г. — это цифровизация отрасли, продвижение экотуризма и адаптация туризма к изменению климата.

Цифровизация (дигитализация, диджитализация) стремительно вторглась в туриндустрию еще тогда, когда онлайн-бронирование путешествий пришло на смену бронированию туров в турагентствах. Сегодня на марше новые цифровые возможности. Так, согласно опросам, проведенным в феврале 2025 г. Институтом исследования рынка и общественного мнения YouGov, 29% респондентов при планировании отпусков обращаются к искусственному интеллекту (ИИ) за рекомендациями, например, при выборе видов активного отдыха или наиболее значимых для посещения достопримечательностей. Ровно столько же респондентов используют ИИ в качестве переводчика и помощника при коммуникации. Большинство немецких туристов пользуются специальными приложениями (нем. Reise-Apps) на своих мобильных устройствах (смартфонах и планшетах) как при планировании отпуска, так и для ориентирования на местности в пунктах назначения. Все большее влияние на поведение немецких туристов в качестве источников вдохновения оказывают социальные сети, такие как Instagram или TikTok. Не стоит преуменьшать здесь и роль тревел-блогов, равно как и отдельных тревел-блогеров.

Благодаря цифровизации автоматизируется обслуживание путешественников. Так, в случае опоздания самолета автоматически переносится и заказ такси. На ресепшене робот регистрирует прибывших, сканирует документы, проверяет их на подлинность, выдает пластиковые пропуска. Роботов используют при переноске багажа и уборке помещений. Сервисная служба автоматически оповещается при появлении гостя в номере. С помощью приложений в смартфоне постояльцы могут автоматически либо голосом регулировать свет и температуру в номере, включать музыку, открывать и закрывать входную дверь. И как показывает опыт, список этот со временем будет только продолжаться.

Однако по-настоящему революционной сегодня можно назвать технологию виртуальной реальности (VR), которая не только позволяет потребителям туристских услуг приобрести опыт погружения в виртуальную среду, но и существенно меняет маркетинговые подходы в туриндустрии, открывая новую эру в развитии туризма. Так, виртуальные экскурсии, виртуальное присутствие при знаменательных культурных и образовательных событиях помогают клиентам принять верное решение при планировании отдыха, а организаторам путешествий предоставляется уникальная возможность наладить долгосрочные и надежные эмоциональные связи со своими клиентами. Благодаря VR-технологии люди с физическими, интеллектуальными или психическими нарушениями получат возможность наслаждаться путешествиями. В конечном счете это шаг к снижению вредного воздействия массового (чрезмерного) туризма на окружающую среду и спасению особо чувствительных экосистем.

Список литературы

1. Denzon, G. Virtuelle Realitätim Tourismus: Eine Revolution der Reiseerlebnisse / G. Denzon // TicketingHub. 2025. 5 June.
2. Graefe, L. Trends im Tourismus — Statistiken&Fakten / L. Graefe // statista. 2025. 25 Maerz.
3. Svea, L. Virtuelle Reisen — eine neue Art des Tourismus / L. Svea // aovo Reisen. 2024. 23 August.

Остальные статьи