Дата публикации: 04.09.2025

Туристический налог: первый опыт и вопросы применения

Аннотация

В статье на основе норм Налогового кодекса РФ, законодательных актов муниципальных образований в сфере налогообложения, разъяснений Министерства финансов РФ, а также разъяснений Федеральной налоговой службы РФ проанализирован порядок взимания нового туристического налога. Отмечается, что аналоги туристического налога существуют в ряде государств, а суммы, получаемые бюджетами муниципалитетов, являются эффективным механизмом решения проблем инфраструктуры. Указывается, что, несмотря на то, что введенный туристический налог не является целевым и средства, полученные от его уплаты, могут быть направлены на иные приоритетные для муниципального образования направления, должен быть предусмотрен механизм общественного обсуждения вопросов о том, на строительство, реконструкцию, содержание каких объектов должны быть направлены поступившие средства.




С 1 января 2025 г. вступили в силу изменения в Налоговый кодекс РФ (далее также — НК РФ): появилась гл. 33.1 «Туристический налог» (ст. 418.1–418.9). Рассматриваемый налог относится к местным налогам и устанавливается НК РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также представительного органа федеральной территории «Сириус», законами городов федерального значения.

По данным Российского союза туриндустрии, туристический налог с 1 января 2025 г. ввели 754 муниципальных образования в 63 регионах Российской Федерации.

Рассматриваемый налог пришел на смену курортному сбору, установленному в 2017 г. в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае, Ставропольском крае, городе федерального значения Санкт-Петербурге, федеральной территории «Сириус».

Как отмечается в научной литературе, слабой стороной курортного сбора было то, что собранные в определенных курортных городах средства направлялись в бюджет субъекта, а не в бюджет муниципального образования, вред инфраструктуре которого был причинен.

Существовавший с 2018 по 2025 гг. курортный сбор, внедренный в качестве эксперимента, не явился новшеством: ранее такой сбор был установлен Постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 августа 1933 г. Собранные средства направлялись на благоустройство и поддержание в надлежащем состоянии курортной зоны, пляжей, на строительство средств размещения, оборудование стоянок для автомобилей, на организацию предприятий общественного питания и др. Также 12 декабря 1991 г. Президентом РСФСР был подписан Закон № 2018-1 «О курортном сборе с физических лиц».

Список литературы

1. Заславская Е.М. Обложение физических лиц курортным (гостиничным, рекреационным) сбором (налогом) в правовой практике зарубежных стран / Е.М. Заславская // Туризм: право и экономика. 2005. № 2. C. 12–15.
2. Копина А.А. Курортный сбор: история, зарубежный опыт и перспективы / А.А. Копина, Д.В. Копин // Налоги (газета). 2016. № 20. С. 1, 3–12.
3. Наумова И.В. Овертуризм: сущность и пути решения проблемы / И.В. Наумова, И.И. Савельев // Современные проблемы сервиса и туризма. 2019. Т. 13. № 4. С. 27–35. DOI: 10.24411/1995-0411-2019-10403
4. Рубан-Лазарева Н.В. Прогнозирование дохода от туристического налога / Н.В. Рубан-Лазарева // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2024. № 10. С. 83–90.
5. Самитов М. 9 вопросов о туристическом налоге / М. Самитов // Практическая бухгалтерия. 2025. № 2. С. 40–42.
6. Фонтана К. Правовое регулирование налогообложения проживания туристов (курортного сбора) в Италии и России (опыт и современное состояние) / К. Фонтана, И.Б. Лагутин // Финансовое право. 2018. № 3. С. 19–24.

Остальные статьи