Туристический налог: первый опыт и вопросы применения
Аннотация
В статье на основе норм Налогового кодекса РФ, законодательных актов муниципальных образований в сфере налогообложения, разъяснений Министерства финансов РФ, а также разъяснений Федеральной налоговой службы РФ проанализирован порядок взимания нового туристического налога. Отмечается, что аналоги туристического налога существуют в ряде государств, а суммы, получаемые бюджетами муниципалитетов, являются эффективным механизмом решения проблем инфраструктуры. Указывается, что, несмотря на то, что введенный туристический налог не является целевым и средства, полученные от его уплаты, могут быть направлены на иные приоритетные для муниципального образования направления, должен быть предусмотрен механизм общественного обсуждения вопросов о том, на строительство, реконструкцию, содержание каких объектов должны быть направлены поступившие средства.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Туризм: право и экономика № 03/2025 |
Страницы | 10-14 |
DOI | 10.18572/1813-1212-2025-3-10-14 |
С 1 января 2025 г. вступили в силу изменения в Налоговый кодекс РФ (далее также — НК РФ): появилась гл. 33.1 «Туристический налог» (ст. 418.1–418.9). Рассматриваемый налог относится к местным налогам и устанавливается НК РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также представительного органа федеральной территории «Сириус», законами городов федерального значения.
По данным Российского союза туриндустрии, туристический налог с 1 января 2025 г. ввели 754 муниципальных образования в 63 регионах Российской Федерации.
Рассматриваемый налог пришел на смену курортному сбору, установленному в 2017 г. в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае, Ставропольском крае, городе федерального значения Санкт-Петербурге, федеральной территории «Сириус».
Как отмечается в научной литературе, слабой стороной курортного сбора было то, что собранные в определенных курортных городах средства направлялись в бюджет субъекта, а не в бюджет муниципального образования, вред инфраструктуре которого был причинен.
Существовавший с 2018 по 2025 гг. курортный сбор, внедренный в качестве эксперимента, не явился новшеством: ранее такой сбор был установлен Постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 августа 1933 г. Собранные средства направлялись на благоустройство и поддержание в надлежащем состоянии курортной зоны, пляжей, на строительство средств размещения, оборудование стоянок для автомобилей, на организацию предприятий общественного питания и др. Также 12 декабря 1991 г. Президентом РСФСР был подписан Закон № 2018-1 «О курортном сборе с физических лиц».